Методические рекомендации и указания

Методические рекомендации по порядку управления риском  на опасных производственных объектах Вооруженных Сил.

Методические рекомендации о порядке проведения идентификации опасных производственных объектов

Методические рекомендации по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов в Вооруженных Силах и транспортных войсках Республики Беларусь

Методические указания по порядку проведения учебных тренировок в локализации аварий или инцидентов и ликвидации  их последствий на опасных производственных объектах

Указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 14 апреля 2018 г. № 28/6/269 «Указания по организации безопасной эксплуатации котлов типа РИ-5М»;

Указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 10 декабря 2021 г. № 28/6/1395 «Указания по вопросам повышения безопасности функционирования котельных, имеющих специфику военного применения»;

Указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 12 июня 2023 г. № 28/6/807 «Указания по вопросам повышения безопасности функционирования грузоподъемных кранов, имеющих специфику военного применения».

Методические рекомендации о распределении обязанностей по охране труда  между Подрядчиком и Заказчиком при проведении строительных работ

Рекомендации по включению в коллективный договор положений по созданию здоровых и безопасных условий труда

О принятых нормативных правовых актах

Указания об использовании словаря наименований производственных объектов, оборудования и нормативных актов, содержащих требования по обеспечению безопасности

Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации

Методические рекомендации по антикоррупционному законодательству

Методические указания о внедрении и порядке функционирования системы предупредительных талонов

Инструкция по охране труда при кошении газонов

Методические указания по предупреждению травматизма личного состава при обслуживании и ремонте транспортных средств

28.12.2017 № 28/5/1006

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по проведению аттестации
рабочих мест по условиям труда
в Вооруженных Силах

В целях выполнения Плана мероприятий по выполнению в Вооруженных Силах в 2017 году задач подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденного приказом Министра обороны Республики Беларусь от 1 февраля 2017 г. № 127 «О некоторых вопросах выполнения в Вооруженных Силах в 2017 году Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы», в главной военной инспекции Вооруженных Сил разработаны рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – рекомендации по проведению аттестации).

         Разработка рекомендаций по проведению аттестации обусловлена введением в действие вновь разработанных и (или) переработанных нормативных правовых актов законодательства Республики Беларусь.

Для использования в практической работе при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на официальном сайте Министерства обороны Республики Беларусь размещены электронные варианты:

         рекомендаций по поведению аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 1);

         образцов оформления документов при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (приложение 2);

         пояснения к методике определения времени работы по выполнению производственных заданий (приложение 3);

         актуальные вопросы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и ответы на них (приложение 4).

Начальник главной военной инспекции Вооруженных Сил


От 26.11.2021 № 28/5/1287


УКАЗАНИЯ

о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях и организациях Вооруженных Сил

В целях осуществления мероприятий, определенных в пункте 9 Плана мероприятий по выполнению в Вооруженных Силах в 2021 году отдельных задач Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, утвержденного приказом Министра обороны Республики Беларусь от 26 февраля 2021 г. № 220, в главной военной инспекции Вооруженных Сил подготовлены в соответствии с законодательством методические рекомендации о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью (прилагаются).

Предлагается принять к руководству настоящие методические рекомендации, довести их до подчиненных соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

С целью исключения применения в повседневной деятельности считать методические указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 23 октября 2018 г. № 28/5/752 «О порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях и организациях Вооруженных Сил» утратившими практическое значение.

Приложение

Методические рекомендации о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях (приложение);

В целях осуществления мероприятий, определенных в п. 9 Плана мероприятий по выполнению в Вооруженных Силах в 2021 году отдельных задач Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 – 2025 годы, утвержденного приказом Министра обороны Республики Беларусь от 26 февраля 2021 г. № 220, в главной военной инспекции Вооруженных Сил подготовлены в соответствии с законодательством методические рекомендации о проведении контроля (проверок) за соблюдением законодательства об охране труда (прилагаются).

Предлагается принять к руководству настоящие методические рекомендации, довести их до подчиненных соединений, воинских частей, военных комиссариатов и организаций Вооруженных Сил.

С целью исключения применения в повседневной деятельности считать методические указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 19 ноября 2018 г. № 28/5/813 «По проведению контроля (проверок) организации работы по охране труда» утратившими практическое значение.

Приложение: Методические рекомендации о проведении контроля (проверок) за соблюдением законодательства об охране труда и приложение к ним, всего на 49 л. в 1 экз.

Общие положения

В соответствии с требованиями СТБ 18001 воинская часть должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и разрабатывать необходимые меры по управлению рисками.

Процедуры идентификации опасностей и анализа рисков должны гарантировать:

  • идентификацию опасностей;
  • оценку рисков;
  • управление рисками;
  • анализ предпринятых мер управления рисками.

Процесс идентификации опасностей и оценки рисков представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 — Процесс идентификации опасностей и оценки рисков

Рисунок

Идентификация опасностей осуществляется с целью выявления и четкого описания всех опасностей по всем видам деятельности воинской части, включая плановую и внеплановую деятельность, для дальнейшей оценки и управления рисками.

Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:

  • ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили либо потенциально могут приводить к травме или профессиональному заболеванию работника;
  • причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой, продукцией или услугой;
  • сведения об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях.

Необходимо оценивать как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.

Идентификация опасностей производственной деятельности должна включать рассмотрение:

  • организации работ, включая безопасность их выполнения;
  • проектирования безопасных рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
  • монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (зданий и помещений);
  • организации размещения, хранения, разделки, разрядки и уничтожения боеприпасов;
  • характеристик производственных помещений и классов зон производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности;
  • характеристик приобретаемых воинской частью товаров и услуг.

Нецелесообразно излишне усложнять процедуру идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками. Степень сложности этих процедур в значительной степени зависит от 

специфики деятельности воинской части, ее размеров, характера и масштаба рисков.

Описание последовательности и этапов выполнения процесса идентификации опасностей и оценки рисков

1. Определение источников опасностей

1.1. Идентификация опасных производственных объектов

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» идентификация опасных производственных объектов осуществляется воинской частью, эксплуатирующей эти объекты по согласованию с управлением государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил (далее — госнадзор ГВИ).

Регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов с выдачей воинской части свидетельства о регистрации проводится территориальными управлениями Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее — Госпромнадзор) или госнадзором ГВИ, для потенциально-опасных объектов военного назначения.

1.2. Определение профессий, видов производственной деятельности, продукции, услуг, подрядных работ

Перечень профессий, видов производственной деятельности, эксплуатируемого оборудования, подрядных работ, связанных с опасностями, определяется на основании следующей информации и документов:

  • общие сведения об эксплуатируемых машинах и механизмах, качественные характеристики находящихся на хранении материальных средствах, о выпускаемой продукции и 
  • используемой технологии (технологические регламенты, технологические инструкции на выпускаемую продукцию);
  • организационная структура воинской части;
  • штатное расписание;
  • идентифицированный перечень опасных производственных объектов (разрабатывается воинской частью, эксплуатирующей эти объекты по согласованию с госнадзором ГВИ; регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется территориальными управлениями Госпромнадзора или госнадзором ГВИ, для потенциально-опасных объектов военного назначения);
  • перечень профессий, к которым предъявляются требования по охране труда, исходя из специфики выполняемых работ (разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа, и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175);
  • паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда (оформляется в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11);
  • карты условий труда на рабочих местах (заполняется в соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35);
  • перечень работ повышенной опасности, проводимых по наряду-допуску;
  • перечень газоопасных работ;
  • инструкции по охране труда, инструкции по требованиям безопасности, инструкции по мерам пожарной безопасности, рабочие инструкции;
  • перечень опасных веществ (сырье, материалы, химические реагенты, продукция, полуфабрикаты), используемых в данной воинской части;
  • классификация опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003);
  • результаты лабораторного контроля (выдает ГУ «23 СЭЦ ВС РБ») за условиями труда на рабочих местах;
  • документы расследования несчастных случаев на производстве и статистической отчетности о временной нетрудоспособности, травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. № 5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») и другие.

2. Идентификация опасностей

2.1. При идентификации опасностей для каждой профессии согласно штатному расписанию осуществляется формирование реестра опасностей с указанием:

  • наименования подразделения;
  • наименования профессии;
  • видов опасностей.

2.2. Опасности по природе воздействия подразделяются на следующие группы:

    • физические;
    • химические;
    • биологические;
    • психофизиологические.

    2.3. Физические опасности связаны с движущимися машинами и механизмами, незащищенными подвижными частями производственного оборудования, уровнем шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, повышенной или пониженной влажностью, подвижностью, ионизацией воздуха, повышенным уровнем статического электричества, электромагнитных излучений, электрического и магнитного поля, недостаточной освещенностью рабочей зоны, пониженной контрастностью освещения, повышенной яркостью, пульсацией светового потока, наличием острых кромок, заусенцев и шероховатостью на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования, расположением рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) и др.

    2.4. Химические опасности связаны с воздействием на организм человека вредных веществ, влияющих на репродуктивную функцию, обладающих токсическими, раздражающими, канцерогенными, сенсибилизирующими, мутагенными свойствами.

    2.5. Биологические опасности связаны с воздействием на организм человека патогенных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов и др.), растений, животных.

    2.6. Психофизиологические опасности подразделяются на физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

    2.7. При идентификации опасностей в зависимости от осуществляемого вида деятельности необходимо определить перечень работ, входящих в осуществляемый вид деятельности.

    2.8. При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности и риски, возникающие от деятельности подрядчиков и командированного персонала (посетителей), а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.

    2.9. По результатам идентификации опасностей формируется реестр опасностей воинской части.

    3. Оценка рисков

    3.1. Оценка всех выявленных опасностей осуществляется с целью установления рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. Все идентифицированные риски оцениваются с учетом:

    • статистических данных по несчастным случаям;
    • экспертных оценок надежности оборудования;
    • результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
    • интенсивности и частоты осуществляемой деятельности.

    3.2. Для оценки рисков воинская часть разрабатывает методику оценки рисков. Сложность методики оценки рисков зависит от характера и масштабов рисков воинской части.

    Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий приведен в приложении А.

    3.3. Результаты оценки рисков, проведенных согласно приложению А, оформляются в виде карт анализа рисков произвольной формы с обязательным отражением в них:

    • вида деятельности;
    • идентифицированной опасности;
    • дополнительных лиц, подвергающихся риску (подрядчик, командированный и (или) личный состав, посетитель, персонал);
    • имеющейся системы контроля и реагирования;
    • рекомендуемых действий;
    • срока выполнения.

    3.4. Риски по уровню значимости классифицируются на:

    • низкие;
    • умеренные;
    • существенные.

    3.5. Для существенных рисков в обязательном порядке разрабатываются мероприятия по их управлению.

    Данные мероприятия могут быть связаны с:

    • производственным оборудованием;
    • осведомленностью и обучением персонала;
    • процедурами по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.

    3.6. После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.

    3.7. Для оценки рисков может применяться метод FMEA (метод анализа видов и последствий отказов (дефектов), пример которого приведен в приложении Б.

    3.8. Результаты оценки рисков с помощью FMEA заносятся в бланк оценки рисков (приложение В).

    3.9. Заполненные графы 1 — 8 бланка для оценки рисков являются информацией, по которой в графе 9 определяется итоговый результат (степень приоритетности риска). С учетом полученных оценок составляется план корректирующих действий (графы 10 — 12). После реализации корректирующих действий проводится переоценка каждого фактора, полученные результаты необходимо отразить в графах 13 — 17.

    3.10. Метод оценки рисков с помощью FMEA позволяет произвести количественную оценку рисков и объективно выявить те риски, которые являются недопустимыми.

    3.11. Все идентифицированные риски подлежат управлению. Меры управления могут быть технического характера (использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ограничение контакта с движущимися и вращающимися частями оборудования и др.) и организационного характера (создание систем оповещения о возникшей опасности, разработка планов действий в аварийных ситуациях, включая обучение, тренировки и др.).

    3.12. Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий является менее сложным, чем метод оценки рисков с помощью FMEA, и рекомендуется для воинских частей, имеющих большое количество идентифицированных опасностей, а также для воинских частей, имеющих статистические данные о несчастных случаях и травматизме за длительный период времени.

    Метод оценки рисков с помощью FMEA рекомендуется для воинских частей, имеющих малое количество идентифицированных опасностей, а также для воинских частей, не имеющих статистических данных о несчастных случаях и травматизме.

Методические рекомендации по порядку проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда

Введение

Организации все более заинтересованы в достижении и демонстрации весомой результативности охраны труда за счет управления рисками в соответствии с политикой и целями в области охраны труда.

В настоящих методических рекомендациях предлагается порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ.

Предложенный порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда не следует рассматривать как единственно возможный, поэтому могут быть внесены корректировки, обусловленные характером деятельности воинской части, ее размерами, сложностью процессов, масштабами рисков.

Методические рекомендации разработаны в развитие СТБ 18001 и устанавливают порядок проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ воинской части.

Настоящие методические рекомендации распространяются на воинские части всех форм собственности.

Нормативные ссылки. Термины и определения

В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки и применяют термины, установленные в:

  • Законе Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  • Законе Республики Беларусь «Об охране труда»;
  • СТБ 18001-2009 Системы управления охраной труда. Требования;
  • СТБ 18002-2009 Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2009;ГОСТе 12.0.002-2003 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения;
  • ГОСТе 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;
  • Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа, и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;

Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 и других.

Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений

Обеспечение электробезопасности в Вооруженных Силах