Закрыть Орган принятия

Методические рекомендации

Методические рекомендации по порядку проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда
 
Рекомендации по улучшению условий и охраны труда в организациях на основе коллективных договорных отношений

Методические указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 23 октября 2009 г. № 28/4/596

Рекомендации о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях и организациях Вооруженных Сил

Образцы оформления документов при организации и проведении отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях 

Методические указания по проведению контроля (проверок) организации работы по охране труда (с изменениями нормативно правовых актов законодательства Республики Беларусь об охране труда на 01.10.2016 года) от 04.05.2015 № 28/4/275

В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», статей 55 и 226 Трудового кодекса Республики Беларусь, статей 73, 79 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355, работодатель (наниматель, командир, начальник) обязан обеспечивать безопасные и здоровые условия труда на каждом рабочем месте, соблюдение требований по охране труда. Для реализации установленных законодательством прав работников на охрану труда наниматель (командир воинской части) должен выполнить комплекс мер и мероприятий, приоритетными из которых являются организация охраны труда и осуществление контроля соблюдения законодательства Республики Беларусь об охране труда.

Разработка методических указаний по проведению контроля (проверок) организации работы по охране труда в соединениях, воинских частях, военных комиссариатах, военных учебных заведениях и организациях Вооруженных Сил обусловлена введением в действие в 2011 – 2015 годах, и в текущем периоде 2016 года, вновь разработанных или переработанных нормативных правовых актов законодательства Республики Беларусь о труде и об охране труда.

В целях совершенствования организации работы по вопросам охраны труда на всех уровнях управления с учетом нововведений в законодательстве Республики Беларусь, а также методической помощи специалистам, инженерам и уполномоченным лицам по охране труда при осуществлении ими контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь по вопросам охраны труда направляются:


рекомендации по проведению контроля (проверок) организации работы по охране труда в соединениях, воинских частях, военных комиссариатах, военных комендатурах, военных учебных заведениях и организациях Вооруженных Сил (приложение 1);


формы и образцы оформления основных обязательных документов, ведение которых предписано законодательством Республики Беларусь об охране труда (приложение 2);


список примерных нарушений требований законодательства Республики Беларусь об охране труда, наличие которых влечет за собой наложение административного взыскания на виновных должностных (уполномоченных) лиц (приложение 3).





Методические рекомендации по порядку проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда 
  
     Введение


    Организации все более заинтересованы в достижении и демонстрации весомой результативности охраны труда за счет управления рисками в соответствии с политикой и целями в области охраны труда.
    В настоящих методических рекомендациях предлагается порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ.
     Предложенный порядок проведения работ по оценке рисков в области охраны труда не следует рассматривать как единственно возможный, поэтому могут быть внесены корректировки, обусловленные характером деятельности воинской части, ее размерами, сложностью процессов, масштабами рисков.
    Методические рекомендации разработаны в развитие СТБ 18001 и устанавливают порядок проведения работ, связанных с идентификацией опасностей и оценке профессиональных рисков в области охраны труда при разработке и (или) внедрении СУОТ воинской части.
     Настоящие методические рекомендации распространяются на воинские части всех форм собственности.

     Нормативные ссылки. Термины и определения

     В настоящих методических рекомендациях использованы ссылки и применяют термины, установленные в:
     Законе Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
     Законе Республики Беларусь "Об охране труда";
     СТБ 18001-2009 Системы управления охраной труда. Требования;
     СТБ 18002-2009 Системы управления охраной труда. Руководство по применению СТБ 18001-2009;ГОСТе 12.0.002-2003 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения;
    ГОСТе 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация;
    Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа, и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175;
    Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 и других.

    Общие положения
     В соответствии с требованиями СТБ 18001 воинская часть должна разрабатывать, внедрять и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации опасностей, оценки рисков и разрабатывать необходимые меры по управлению рисками.
     Процедуры идентификации опасностей и анализа рисков должны гарантировать:
    - идентификацию опасностей;
    - оценку рисков;
    - управление рисками;
    - анализ предпринятых мер управления рисками.
    Процесс идентификации опасностей и оценки рисков представлен на рисунке 1.
    Рисунок 1 - Процесс идентификации опасностей и оценки рисков

     Идентификация опасностей осуществляется с целью выявления и четкого описания всех опасностей по всем видам деятельности воинской части, включая плановую и внеплановую деятельность, для дальнейшей оценки и управления рисками.
    Идентификация опасностей на рабочих местах должна учитывать:
    ситуации, события, комбинации обстоятельств, которые приводили либо потенциально могут приводить к травме или профессиональному заболеванию работника;
    причины возникновения потенциальной травмы или заболевания, связанные с выполняемой работой, продукцией или услугой;
    сведения об имевших место травмах, профессиональных заболеваниях.
    Необходимо оценивать как нормальные условия труда, так и случаи отклонений в работе, связанные с происшествиями, возможными аварийными ситуациями.
     Идентификация опасностей производственной деятельности должна включать рассмотрение:
    организации работ, включая безопасность их выполнения;
    проектирования безопасных рабочих мест, технологических процессов, оборудования;
    монтажа, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта оборудования (зданий и помещений);
    организации размещения, хранения, разделки, разрядки и уничтожения боеприпасов;
    характеристик производственных помещений и классов зон производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности;
    характеристик приобретаемых воинской частью товаров и услуг.
    Нецелесообразно излишне усложнять процедуру идентификации опасностей, оценки рисков и управление рисками. Степень сложности этих процедур в значительной степени зависит от специфики деятельности воинской части, ее размеров, характера и масштаба рисков.

    Описание последовательности и этапов выполнения процесса идентификации опасностей и оценки рисков

    1. Определение источников опасностей

    1.1. Идентификация опасных производственных объектов
    В соответствии с Законом Республики Беларусь "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" идентификация опасных производственных объектов осуществляется воинской частью, эксплуатирующей эти объекты по согласованию с управлением государственного надзора главной военной инспекции Вооруженных Сил (далее - госнадзор ГВИ).
    Регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов с выдачей воинской части свидетельства о регистрации проводится территориальными управлениями Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор) или госнадзором ГВИ, для потенциально-опасных объектов военного назначения.
    1.2. Определение профессий, видов производственной деятельности, продукции, услуг, подрядных работ
    Перечень профессий, видов производственной деятельности, эксплуатируемого оборудования, подрядных работ, связанных с опасностями, определяется на основании следующей информации и документов:
    общие сведения об эксплуатируемых машинах и механизмах, качественные характеристики находящихся на хранении материальных средствах, о выпускаемой продукции и используемой технологии (технологические регламенты, технологические инструкции на выпускаемую продукцию);
    организационная структура воинской части;
    штатное расписание;
    идентифицированный перечень опасных производственных объектов (разрабатывается воинской частью, эксплуатирующей эти объекты по согласованию с госнадзором ГВИ; регистрация опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов осуществляется территориальными управлениями Госпромнадзора или госнадзором ГВИ, для потенциально-опасных объектов военного назначения);
    перечень профессий, к которым предъявляются требования по охране труда, исходя из специфики выполняемых работ (разрабатывается в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа, и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175);
    паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда (оформляется в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11);
    карты условий труда на рабочих местах (заполняется в соответствии с Инструкцией по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35);
    перечень работ повышенной опасности, проводимых по наряду-допуску;
    перечень газоопасных работ;
    инструкции по охране труда, инструкции по требованиям безопасности, инструкции по мерам пожарной безопасности, рабочие инструкции;
    перечень опасных веществ (сырье, материалы, химические реагенты, продукция, полуфабрикаты), используемых в данной воинской части;
    классификация опасных и вредных производственных факторов (ГОСТ 12.0.003);
    результаты лабораторного контроля (выдает ГУ "23 СЭЦ ВС РБ") за условиями труда на рабочих местах;
    документы расследования несчастных случаев на производстве и статистической отчетности о временной нетрудоспособности, травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях (в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 января 2004 г. №5/3 "Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") и другие.

    2. Идентификация опасностей

    2.1. При идентификации опасностей для каждой профессии согласно штатному расписанию осуществляется формирование реестра опасностей с указанием:
    наименования подразделения;
    наименования профессии;
    видов опасностей.
    2.2. Опасности по природе воздействия подразделяются на следующие группы:
    физические;
    химические;
    биологические;
    психофизиологические.
    2.3. Физические опасности связаны с движущимися машинами и механизмами, незащищенными подвижными частями производственного оборудования, уровнем шума, вибрации, инфразвуковых колебаний, ультразвука, повышенной или пониженной влажностью, подвижностью, ионизацией воздуха, повышенным уровнем статического электричества, электромагнитных излучений, электрического и магнитного поля, недостаточной освещенностью рабочей зоны, пониженной контрастностью освещения, повышенной яркостью, пульсацией светового потока, наличием острых кромок, заусенцев и шероховатостью на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования, расположением рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) и др.
    2.4. Химические опасности связаны с воздействием на организм человека вредных веществ, влияющих на репродуктивную функцию, обладающих токсическими, раздражающими, канцерогенными, сенсибилизирующими, мутагенными свойствами.
    2.5. Биологические опасности связаны с воздействием на организм человека патогенных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибов и др.), растений, животных.
    2.6. Психофизиологические опасности подразделяются на физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
    2.7. При идентификации опасностей в зависимости от осуществляемого вида деятельности необходимо определить перечень работ, входящих в осуществляемый вид деятельности.
    2.8. При идентификации опасностей необходимо рассматривать не только опасности и риски от деятельности, выполняемой своим персоналом, но и опасности и риски, возникающие от деятельности подрядчиков и командированного персонала (посетителей), а также от использования продукции и услуг, поставленных другими организациями.
    2.9. По результатам идентификации опасностей формируется реестр опасностей воинской части.

    3. Оценка рисков

    3.1. Оценка всех выявленных опасностей осуществляется с целью установления рисков, которые представляют наибольшую опасность и требуют управления. Все идентифицированные риски оцениваются с учетом:
    статистических данных по несчастным случаям;
    экспертных оценок надежности оборудования;
    результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;
    интенсивности и частоты осуществляемой деятельности.
    3.2. Для оценки рисков воинская часть разрабатывает методику оценки рисков. Сложность методики оценки рисков зависит от характера и масштабов рисков воинской части.
    Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий приведен в приложении А.
    3.3. Результаты оценки рисков, проведенных согласно приложению А, оформляются в виде карт анализа рисков произвольной формы с обязательным отражением в них:
    вида деятельности;
    идентифицированной опасности;
    дополнительных лиц, подвергающихся риску (подрядчик, командированный и (или) личный состав, посетитель, персонал);
    имеющейся системы контроля и реагирования;
    рекомендуемых действий;
    срока выполнения.
    3.4. Риски по уровню значимости классифицируются на:
    низкие;
    умеренные;
    существенные.
    3.5. Для существенных рисков в обязательном порядке разрабатываются мероприятия по их управлению.
    Данные мероприятия могут быть связаны с:
    производственным оборудованием;
    осведомленностью и обучением персонала;
    процедурами по обеспечению безопасной эксплуатации оборудования, ликвидации аварийных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и др.
    3.6. После выполнения разработанных мероприятий проводится повторная оценка рисков с учетом предпринятых действий и анализ эффективности мероприятий по управлению рисками.
    3.7. Для оценки рисков может применяться метод FMEA (метод анализа видов и последствий отказов (дефектов), пример которого приведен в приложении Б.
    3.8. Результаты оценки рисков с помощью FMEA заносятся в бланк оценки рисков (приложение В).
    3.9. Заполненные графы 1 - 8 бланка для оценки рисков являются информацией, по которой в графе 9 определяется итоговый результат (степень приоритетности риска). С учетом полученных оценок составляется план корректирующих действий (графы 10 - 12). После реализации корректирующих действий проводится переоценка каждого фактора, полученные результаты необходимо отразить в графах 13 - 17.
    3.10. Метод оценки рисков с помощью FMEA позволяет произвести количественную оценку рисков и объективно выявить те риски, которые являются недопустимыми.
    3.11. Все идентифицированные риски подлежат управлению. Меры управления могут быть технического характера (использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ограничение контакта с движущимися и вращающимися частями оборудования и др.) и организационного характера (создание систем оповещения о возникшей опасности, разработка планов действий в аварийных ситуациях, включая обучение, тренировки и др.).
    3.12. Метод оценки рисков по вероятности возникновения и серьезности последствий является менее сложным, чем метод оценки рисков с помощью FMEA, и рекомендуется для воинских частей, имеющих большое количество идентифицированных опасностей, а также для воинских частей, имеющих статистические данные о несчастных случаях и травматизме за длительный период времени.
    Метод оценки рисков с помощью FMEA рекомендуется для воинских частей, имеющих малое количество идентифицированных опасностей, а также для воинских частей, не имеющих статистических данных о несчастных случаях и травматизме.



  Методические указания начальника главной военной инспекции Вооруженных Сил от 23 октября 2009 г. № 28/4/596
В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года "Об охране труда", статей 55 и 226 Трудового кодекса Республики Беларусь, статей 73, 79 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355, работодатель (наниматель, командир, начальник) обязан обеспечивать безопасные и здоровые условия труда на каждом рабочем месте, соблюдение требований по охране труда.
Анализ несчастных случаев с тяжелым, смертельным исходами, групповых несчастных случаев, происшедших в республике, показывает, что ежегодно около 40 процентов производственных травм с тяжелыми
последствиями происходит при выполнении работ с повышенной опасностью.
К работам с повышенной опасностью относятся работы, требующие для безопасного их выполнения строгого соблюдения требований безопасности, высокой согласованности в действиях работников, осуществления специальных технических и организационных мер, а также постоянного контроля за ходом выполнения работ.
В целях информационного обеспечения о мерах безопасности при производстве работ с повышенной опасностью и предотвращения несчастных случаев при их выполнении управлением охраны труда главной военной инспекции Вооруженных Сил разработаны рекомендации о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях и организациях Вооруженных Сил (далее - воинские части).
Для изучения и использования в практической работе направляются:
Рекомендации о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях и организациях Вооруженных Сил (приложение 1);
Образцы оформления документов при организации и проведении отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях (приложение 2).



Рекомендации о порядке организации и проведения отдельных работ с повышенной опасностью в воинских частях и организациях Вооруженных Сил (приложение 1)

Раздел I. Основные положения
Главы:
1. Общие положения
2. Требования по охране труда, предъявляемые
к производственным объектам, оборудованию и процессам, рабочим местам и продукции

Раздел II. Требования по охране труда при выполнении строительных, монтажных и специальных работ
Главы:
3. Общие требования по охране труда при выполнении строительных, монтажных и специальных работ
4. Требования безопасности при эксплуатации средств механизации, средств подмащивания, оснастки, приспособлений
и ручных машин
5. Организация и выполнение работ на высоте
6. Общие требования безопасности при выполнении кровельных и других работ на крыше здания
7. Изоляционные работы
8. Отделочные работы
9. Разборка зданий и сооружений при их реконструкции или сносе
10. Земляные работы

Раздел III. Требования безопасности при выполнении огневых работ
Главы:
11. Организация и проведение огневых работ. Общие требования
12. Требования безопасности при ручной сварке
13. Дополнительные меры безопасности при ведении огневых работ в емкостях и других замкнутых пространствах
14. Требования безопасности при проведении газосварочных работ

Раздел IV. Выполнение работ внутри колодцев, цистерн и других емкостных сооружений
Глава 15. Основные требования по охране труда при выполнении работ внутри колодцев, цистерн и других емкостных сооружений

Раздел V. Требования электробезопасности при эксплуатации электроустановок
Глава 16. Основные положения требований электробезопасности при эксплуатации электроустановок

Раздел VI. Требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ и складировании материальных ценностей
Главы:
17. Общие требования безопасности
18. Требования безопасности при загрузке и разгрузке транспортных средств
19. Требования безопасности к производственному оборудованию, таре и упаковке
20. Требования безопасности при ручном перемещении грузов
21. Складирование грузов