Закрыть Орган принятия

Контроль над вооружением

Обязательства Республики Беларусь в сфере контроля над вооружениями
Венский документ
Двусторонние договоренности Республики Беларусь о дополнительных мерах доверия и безопасности
Договор об обычных вооруженных силах в Европе
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
Договор о нераспространении ядерного оружия
Договор по открытому небу
Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии
Конвенция о «негуманном» оружии
Конвенция о запрете противопехотных мин
Биоконвенция
Химконвенция
Обеспечение мер контроля на территории Республики Беларусь и осуществление Республикой Беларусь мер контроля на территориях других государств-участников в 2016 году

 


Обязательства Республики Беларусь в сфере контроля над вооружениями
 
    

Республика Беларусь в качестве равноправного члена ООН, начиная с 1949 года, приняла на себя ряд международных обязательств в сфере разоружения и контроля над вооружениями. С 1992 года Беларусь, по праву преемства в отношении международных договоров бывшего СССР, начала выполнять обязательства в отношении сокращения и ограничения ядерных и обычных вооружений, а также подписывает новые глобальные и региональные договоры в области международной безопасности, ликвидации химического оружия и противопехотных мин, повышения мер доверия и безопасности в отношении военных сил и военной деятельности.

Беларусь последовательно и в полном объеме выполняет положения всех подписанных в данной сфере международных договоров. Это подтверждается реальными фактами участия Беларуси в международной и региональных системах разоружения и контроля над вооружениями, укрепления мер доверия и безопасности в рамках ООН и ОБСЕ.

Наряду с Министерством иностранных дел Республики Беларусь вопросами обеспечения выполнения Беларусью международных договоров в области контроля над вооружениями c 1992 года занималось Национальное агентство по контролю и инспекциям – департамент Министерства обороны Республики Беларусь, а с 2015 года – Департамент международного военного сотрудничества Министерства обороны Республики Беларусь.


Венский документ


Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности (далее – Венский документ) принят в г. Вене 30 ноября 2011 г. Является естественным развитием Венских документов 1990, 1992, 1994 и 1999 годов. В настоящее время участниками Венского документа являются 57 государств – участников ОБСЕ.

Целью Венского документа является осуществление согласованного набора взаимодополняющих мер укрепления доверия и безопасности для повышения стабильности и уменьшения угрозы возникновения военных конфликтов в регионе ОБСЕ.

В качестве инспекционных мер контроля Венским документом предусмотрено проведение инспекций указанных районов и посещений по оценке соединений и воинских частей с целью контроля военной деятельности и оценки ежегодной информации, представляемой каждым государством-участником.

В соответствии с Венским документом в 1992 – 2016 годах Республика Беларусь обеспечила прием 66 инспекций указанных районов от 23 государств-участников и 35 посещений по оценке соединений и воинских частей от 16 государств-участников.

В свою очередь, инспекционными группами Республики Беларусь за указанный период проведено 116 инспекций указанных районов на территориях 20 государств- участников и 41 посещение по оценке соединений и воинских частей на территориях 14 государств – участников ОБСЕ. Кроме того, в 2003 – 2016 годах представители Республики Беларусь приняли участие в проведении 34 инспекций указанных районов и 7 посещений по оценке в рамках Венского документа в составе инспекционных групп других государств-участников.

В рамках осуществление контактов и военного сотрудничества Республика Беларусь организовала посещение представителями государств – участников ОБСЕ 61-й истребительной авиабазы (1996 год), 116-й бомбардировочной разведывательной авиабазы и 11-й механизированной бригады (2000 год), 206-й штурмовой авиабазы и 120-й механизированной бригады (2006 год), 61-й истребительной авиабазы и 11-й механизированной бригады (2011 год), 116-й штурмовой авиабазы и 103-й отдельной воздушно-десантной бригады (2016 год), а также провела демонстрацию новых и модернизированных систем вооружения и военной техники (боевого самолета МиГ-29БМ, учебно-боевого самолета Як-130, реактивной системы залпового огня БМ-21А «Белград», вертолета боевого обеспечения Ми-8 МТКО).

В рамках выполнения Венского документа Республика Беларусь обеспечила прием и сопровождение военных наблюдателей из соседних государств, которые осуществляли наблюдение за военными учениями «Неман-2001», «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004», «Щит Союза-2006», «Осень-2008», «Запад-2009» и «Запад-2013». Военные наблюдатели были приглашены в качестве жеста доброй воли Республики Беларусь и в духе открытости, так как в ходе учений не были превышены пороговые уровни военной деятельности, подлежащей наблюдению в соответствии с положениями Венского документа.

Белорусские представители также неоднократно принимали участие в посещении авиабаз и военных объектов, организуемых другими государствами-участниками в рамках Венского документа, а также в наблюдении за практическими действий войск в ходе учений, проводимых другими государствами-участниками.


Двусторонние договоренности Республики Беларусь о дополнительных мерах доверия и безопасности


В рамках курса, направленного на укрепление региональной стабильности и основанного на принципе всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с соседними странами во всех областях, а также в соответствии с Главой X Венского документа «Региональные меры» Республика Беларусь заключила следующие двусторонние договоренности:

Договоренность между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о дополнительных мерах доверия и безопасности от 19 июля 2001 г.;

Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Кабинетом Министров Украины о дополнительных мерах доверия и безопасности от 16 октября 2001 г.;

Договоренность между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о дополнительных мерах доверия и безопасности от 4 марта 2004 г.;

Набор дополнительных к Венскому документу мер по укреплению доверия и безопасности, принятых Республикой Беларусь и Республикой Польша, от 20 июля 2004 г.

В 2002 – 2016 годах в соответствии с положениями указанных договоренностей Республика Беларусь дополнительно приняла на своей территории 25 инспекций указанных районов и 50 посещений по оценке. В свою очередь, Беларусь за этот же период провела 22 инспекции указанных районов и 50 посещений по оценке на территориях Латвии, Литвы, Польши и Украины.


Договор об обычных вооруженных силах в Европе


Договор об обычных вооруженных силах в Европе (далее – ДОВСЕ) подписан государствами-участниками 19 ноября 1990 г. и вступил в силу 17 июля 1992 г. Участниками ДОВСЕ являются 28 европейских государств, а также Канада и США.

Цели ДОВСЕ:

установление безопасного и стабильного баланса обычных вооруженных сил в Европе;

ликвидация неравенств, наносящих ущерб стабильности и безопасности;

ликвидация потенциала для осуществления внезапного нападения и начала

крупномасштабных наступательных действий в Европе.

В 1992 – 2016 годах в рамках выполнения ДОВСЕ Беларусь приняла 301 иностранную инспекционную группу от 20 государств-участников и провела за указанный период 226 инспекций объектов контроля вооруженных сил других государств-участников. Кроме того, белорусские инспекторы приняли участие в проведении 115 инспекций объявленных мест в составе инспекционных групп других государств – участников ДОВСЕ.


Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности


Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (далее – Договор о РСМД) был подписан в г. Вашингтоне 8 декабря 1987 г., вступил в силу 1 июня 1988 г. Ликвидация ракет средней и меньшей дальности и пусковых установок таких ракет, а также связанного с ними вспомогательного оборудования, была завершена к 1 июня 1991 г.

Республика Беларусь наряду с Казахстаном, Россией и Украиной стала правопреемницей бывшего СССР по Договору о РСМД на основании решения глав Содружества Независимых Государств, принятого 9 октября 1992 года в г. Бишкеке.

Договор о РСМД является бессрочным, и согласно его положениям стороны обязались не производить никаких баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000 – 5500 км) и меньшей дальности (500 – 1000 км), не проводить летные испытания таких ракет и не производить никаких ступеней и пусковых установок для указанных ракет.

Инспекционная деятельность по Договору о РСМД завершена 31 мая 2001 г. Всего Республика Беларусь по Договору о РСМД приняла 21 инспекцию от США.


Договор о нераспространении ядерного оружия


Договор о нераспространении ядерного оружия (далее – ДНЯО) одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 г. Открыт для подписания в г. Вашингтоне, г. Лондоне и г. Москве 1 июля 1968 года. Вступил в силу 5 марта 1970 г.

Республика Беларусь стала правопреемницей бывшего СССР по ДНЯО на основании Решения от 6 июля 1992 г. об участии государств – участников СНГ в Договоре о нераспространении ядерного оружия (г. Москва). Постановление Верховного Совета Республики Беларусь о ратификации присоединения к ДНЯО было принято 4 февраля 1993 г.

Целями Договора являются предотвращение распространения ядерного оружия и обеспечение международного контроля за выполнением государствами взятых на себя в этом отношении обязательств.

Беларусь впервые в мировой истории, добровольно и без всяких условий, отказалась от обладания ядерным оружием, доставшимся от бывшего СССР.

В настоящее время Республика Беларусь неукоснительно соблюдает запреты на обладание и производство ядерного оружия.


Договор по открытому небу


Договор по открытому небу (далее – ДОН) подписан 24 марта 1992 года в г. Хельсинки. Ратифицирован Республикой Беларусь 29 мая 2001 г. Договор вступил в силу 1 января 2002 г. Участниками ДОН являются 32 европейских государства, а также Канада и США.

Целью ДОН является установление режима «открытого неба» для проведения наблюдательных полетов над территориями государств-участников в целях развития открытости и транспарентности в области контроля над вооружениями и расширения возможностей по предотвращению кризисов и урегулированию кризисных ситуаций в рамках ОБСЕ и других существующих международных организаций.

Направлением реализации ДОН является проведение наблюдательных полетов на специально оборудованных самолетах наблюдения государств-участников.

Республика Беларусь участвует в ДОН в составе группы государств-участников Беларусь и Россия.

За период с 2002 по 2016 годы в рамках группы государств-участников Беларусь и Россия было принято 77 наблюдательных полетов над территорией Республики Беларусь от других государств-участников. В свою очередь, группа государств-участников Беларусь и Россия провела 57 наблюдательных полетов над территориями других государств – участников ДОН с участием белорусских представителей.


Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии


Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии (далее – Документ о ЛСО) был принят в г. Вене 24 ноября 2000 г.

Целью Документа о ЛСО является противодействие незаконному обороту ЛСО путем введения и применения национальных мер контроля, расширения сотрудничества и обмена информацией между правоохранительными и таможенными ведомствами на международном, региональном и национальном уровнях.

В соответствии с Документом о ЛСО, начиная с 2001 года, Республика Беларусь ежегодно представляет информацию государствам – участникам ОБСЕ в отношении: экспорта-импорта ЛСО, уничтоженного ЛСО, систем маркировки, используемых при изготовлении и импорте ЛСО, процедур контроля за изготовлением ЛСО, изменений в национальном законодательстве в области ЛСО.

С июля 2007 года Министерство обороны Республики Беларусь под руководством представительства Программы развития ООН (ПРООН) в Беларуси совместно с государствами – участниками ОБСЕ реализует международный технический проект, направленный на повышение безопасности хранения легкого и стрелкового оружия в 13 воинских частях Вооруженных Сил Республики Беларусь. В настоящее время проект находится на завершающем этапе реализации.

Кроме того, в Республике Беларусь в рамках реализации указанного проекта разработан программный продукт, который позволяет осуществлять ведение автоматизированного учета наличия, технического состояния, перемещения, категорирования и списания ЛСО.


Конвенция о «негуманном» оружии


Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (далее – Конвенция о «негуманном» оружии), принята 10 октября 1980 г. на Конференции ООН в г. Женеве. Ратифицирована Белорусской Советской Социалистической Республикой 4 июня 1982 г. Вступила в силу 2 декабря 1983 г.

Цели Конвенции – запретить и ограничить применение конкретных видов обычного оружия, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, и продолжить переговоры по разоружению с целью положить конец производству, накоплению и распространению такого оружия.

Конвенция о «негуманном» оружии является «рамочной» и служит правовой основой применения прилагаемых к ней протоколов, касающихся конкретных видов оружия.

Республика Беларусь в полном объеме соблюдает положения Конвенции о «негуманном» оружии и связанных с ней протоколов и ежегодно представляет Генеральному секретарю ООН информацию об их выполнении.


Конвенция о запрете противопехотных мин


Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (далее – Оттавская конвенция) подписана в г. Осло 18 сентября 1997 г. Республика Беларусь присоединилась к Оттавской конвенции 3 сентября 2003 г. Конвенция является бессрочной и вступила в силу для Республики Беларусь 1 марта 2004 г. В настоящее время участниками Оттавской конвенции являются 159 государств.

Целью Оттавской конвенции является запрет применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и их уничтожение.

Республика Беларусь выполнила свои обязательства по ликвидации противопехотных мин в рамках Оттавской конвенции в полном объеме. В 2006 году в рамках контракта между Республикой Беларусь и Организацией НАТО по техническому обеспечению и снабжению (ОТОС) было уничтожено 290 тыс. противопехотных мин тротилового наполнения.

Кроме того, в 2014 – 2016 годах Республика Беларусь при посредничестве Комиссии Европейских сообществ в рамках проекта международной технической помощи «Ликвидация боеприпасов, содержащих мины типа ПФМ-1 в Беларуси» провела утилизацию 3,4 млн. штук противопехотных мин типа ПФМ-1.


Биоконвенция


Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (далее – Биоконвенция) была открыта к подписанию в г. Вашингтоне, г. Лондоне и г. Москве 10 апреля 1972 года. Белорусская Советская Социалистическая Республика подписала Биоконвенцию 10 апреля 1972 г.

Целью Биоконвенции является запрет разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и его уничтожения путем эффективных мер для достижения всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем.

На территории Республики Беларусь отсутствуют бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие и объекты по его производству.

В соответствии с положениями Биоконвенции Республика Беларусь ежегодно представляет в Департамент ООН по разоружению в г. Нью-Йорке доклад о выполнении данной Конвенции. Данные для такого доклада предоставляет Министерство здравоохранения Республики Беларусь.


Химконвенция


Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее – Химконвенция) была подписана 13 января 1993 г. 130 государствами в г. Париже. В настоящее время Химконвенцию подписали 192 государства (из них 190 государств ее ратифицировали). Республика Беларусь ратифицировала Химконвенцию 9 февраля 1995 г.

Химконвенция бессрочна и вступила в силу 29 апреля 1997 г. Консультативным и контролирующим органом Химконвенции является Организация по запрещению химического оружия (далее – ОЗХО).

Целью Химконвеции является запрет разработки, производства, накопления, передачи и использования химического оружия, также как и помощи другим государствам в его разработке или приобретении.

На территории Республики Беларусь отсутствует химическое оружие. Вследствие этого выполнение Беларусью Химконвенции заключается в соблюдении обязательств в отношении запретов на химическое оружие, информационной деятельности и обеспечения режимов проверки предприятий химической промышленности со стороны инспекторов ОЗХО.

В 1999 – 2016 годах Республика Беларусь приняла 8 инспекций ОЗХО предприятий химической промышленности. Претензий со стороны международных инспекторов к Республике Беларусь в отношении соблюдения положений Химконвенции предъявлено не было.


Обеспечение мер контроля на территории Республики Беларусь и осуществление Республикой Беларусь мер контроля на территориях других государств-участников в 2016 году


В целях осуществления мер контроля на территории Республики Беларусь в 2016 году было принято 26 инспекций, посещений и наблюдательных полетов:

по ДОВСЕ: 10 инспекций объявленных мест;

по ВД: 3 инспекции указанного района и 3 посещения по оценке;

по Договоренностям о РМДБ: 2 инспекции указанных районов и 4 посещения по оценке;

по ДОН: 3 наблюдательных полета;

по Химконвенции: 1 инспекция.

Кроме того, были приняты две оценочные миссии ОБСЕ по вопросам повышения безопасности мест ЛСО и организованы в рамках Венского документа посещения 116-й штурмовой авиационной базы и 103-й отдельной воздушно-десантной бригады, а также демонстрация нового типа основных систем вооружения и военной техники – учебно-боевого самолета Як-130 для 59 представителей из 26 государств – участников ОБСЕ.

В целях осуществления мер контроля Республикой Беларусь на территориях других государств-участников в 2016 году были проведены 12 инспекций и посещений:

по ДОВСЕ: 3 инспекции объявленных мест;

по ВД: 2 инспекции указанных районов и 1 посещение по оценке;

по Договоренностям о РМДБ: 2 инспекции указанных районов и 4 посещения по оценке.

Дополнительно белорусские инспекторы приняли участие в проведении 10 инспекций, посещений и наблюдательных полетов в составе инспекционных групп и наблюдательных миссий других государств-участников.