Закрыть Орган принятия

Часто задаваемые вопросы по охране труда

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?
Для чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?
Какими нормативными правовыми актами определен порядок проведения аттестации рабочих мест?
С какой целью проводится оценка условий труда при аттестации?
Что можно считать вредными и опасными производственными факторами?
Кто имеет право на льготную пенсию за работу во вредных и (или) опасных условиях труда?
Как подтвердить занятость работника во вредных условиях труда?
Кто ведет учет занятости работника с вредными и (или) опасными условиями труда?
Как определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации?
Нужно ли проводить замеры на всех рабочих местах, если эти рабочие места являются аналогичными?
Как производить оценку условий труда, если рабочее место расположено в различных рабочих зонах?
Кого следует включать в комиссию по аттестации рабочих мест по условиям труда?
В течение какого времени на вновь созданных рабочих местах нанимателю необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда?
Если внеочередная аттестация, проведенная в 2008 году, уменьшит компенсации работников?
Какая лаборатория проводит инструментальные замеры факторов производственной среды в Вооруженных Силах?
Что следует делать нанимателю, если лаборатория государственного учреждения "23 санитарно-эпидемиологический центр Вооруженных Сил Республики Беларусь" не аттестована на проведение исследования какого-то вредного фактора?
Проводить ли аттестацию рабочих мест по условиям труда работающим с видеотерминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными компьютерами?
Как определить, сколько дополнительно дней к отпуску предоставлять за вредные условия труда?
Когда может проводиться внеочередная аттестация?
Какую ответственность несет наниматель за непроведение аттестации?
Какова ответственность нанимателя за несвоевременно проведенную (или не проведенную) аттестацию рабочих мест по условиям труда?
Вопрос: Я работаю на 0,5 ставки. Подскажите, работникам, работающим на 0,5 ст. в предпраздничный день рабочее время сокращается на один час или на полчаса?
Вопрос: Подскажите, в каком нормативном правовом акте найти форму уведомления работников об изменении существенных условий труда?
Вопрос: Я хочу разделить отпуск на две части, первая из которых составит 7 календарных дней. Работник отдела кадров считает, что первая часть должна быть не менее 14 календарных дней. Прав ли он?
Вопрос: По результатам аттестации рабочих мест с вредными условиями труда дополнительный отпуск работнику определен 7 календарных дней. В трудовой отпуск работник идет в начале своего рабочего года. Как предоставить дополнительный отпуск? Полностью либо пропорционально отработанному времени?
Вопрос: Хочу устроиться на работу по совместительству. Обязан ли я ставить нанимателя в известность об этом?
Вопрос: Наш работник хочет перенести отпуск. Надо ли согласовывать это с профкомом?
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как правильно испытывать стеллажи?
Вопрос: Как убедить командира воинской части в необходимости создания кабинета охраны труда и каким образом приобрести наглядные пособия для его оснащения?
Вопрос: У нас в воинской части проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с результатами которой я не согласна. Расскажите как оспорить результаты аттестации рабочих мест по условиям труда?
Вопрос: В организации создается служба охраны, работники которой будут осуществлять пропуск работников, охрану объектов ночью, контроль за работой сигнализации и др. Какие должности и профессии работников в данном подразделении можно ввести в штатное расписание?
Вопрос: В результате несчастного случая на производстве погиб сотрудник организации. Какие выплаты по законодательству и кому должна произвести организация?
Вопрос: Наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников. Когда выдается направление на предварительный медицинский осмотр и работник должен его пройти: до заключения трудового договора (контракта) или после приема на работу?
Вопрос: Водителю автомобиля (нет вредных условий труда) необходимо поручить работу с вредными условиями труда на другом автомобиле. Является ли это переводом или перемещением? Необходимо ли предупреждать работника за один месяц?
Вопрос: Должен ли экономист при приеме на работу проходить медицинский осмотр?
Вопрос: Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются работникам, занятым на таких работах полный рабочий день. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работ с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы. Включаются ли в этот период технологические перерывы?
Вопрос: К каким работам не допускается привлекать женщин?
Вопрос: Согласно медицинскому заключению женщине в период беременности должен быть предоставлен легкий труд. Наниматель по организационным причинам не может предоставить ей другое рабочее место. Как следует поступить в данной ситуации?
Вопрос: Считается ли полным рабочим днем для расчета количества дней дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда день, в течение которого работник отсутствовал до 20% рабочего времени (внутрисменный простой)?
Вопрос: Требуется ли проведение оценки факторов производственной среды с учетом продолжительности их действия? С какого момента начинают действовать новые условия предоставления компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда?
Вопрос: Является ли работа парикмахера работой с вредными условиями труда?
Вопрос: Слышала, что в Вооруженных Силах одна из воинских частей получила сертификат соответствия на систему управления охраной труда. С какой целью и для чего проводится сертификация систем управления охраной труда, обязательна ли она для воинских частей и организаций Вооруженных Сил и кто ее осуществляет?


Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда?
Аттестация рабочих мест по условиям труда - это система учета, анализа и комплексной оценки на рабочих местах всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работника в процессе трудовой деятельности.

Для чего проводится аттестация рабочих мест по условиям труда?
Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для:
разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда;
определения права работника на:
пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;
дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
сокращенную продолжительность рабочего времени за работу
с вредными и (или) опасными условиями труда;
оплату труда в повышенном размере путем установления доплат
за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Какими нормативными правовыми актами определен порядок проведения аттестации рабочих мест?
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 "Об аттестации рабочих мест по условиям труда" утверждено Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, которым определен порядок проведения аттестации, принята Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 35 (далее - Инструкция).

С какой целью проводится оценка условий труда при аттестации?
Оценка условий труда при аттестации проводится для установления классов (степеней) вредности и (или) опасности условий труда на рабочем месте. Имеется четыре класса условий труда: 1-ый класс - оптимальные условия труда; 2-ой класс - допустимые условия труда; 3-ий класс - вредные условия труда, которые имеют четыре степени вредности (3.1; 3.2; 3.3; 3.4); 4-ый класс - опасные условия труда. Только при отнесении к 3-ему и 4-ому классам условий труда, работник может иметь право на компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Что можно считать вредными и опасными производственными факторами?
Руководствоваться в этом вопросе следует Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами 13-2-2007 "Гигиеническая классификация условий труда", утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 176. Факторы производственной среды - химический, физический, биологический, влияющие на организм работника. Вредный производственный фактор - это фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях может привести к заболеванию или снижению работоспособности и (или) отрицательному влиянию на здоровье потомства. Опасный производственный фактор - это фактор, воздействие которого на работника в определенных условиях приводит к травме, внезапному резкому ухудшению здоровья или смертельному исходу. Такими факторами могут быть наличие вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации и др. При наличии подобных факторов на рабочем месте необходимо оценить условия труда. Если по результатам аттестации устанавливается 3-ий или 4-ый класс условий труда, то работникам предоставляются предусмотренные законодательством компенсации.

Кто имеет право на льготную пенсию за работу во вредных и (или) опасных условиях труда?
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" гражданам предоставляется право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, предусмотренную Списками № 1 и № 2. Данные списки утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, а порядок их применения определен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 июля 2005 г. № 86. В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" право на пенсию по возрасту в связи с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:
работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;
женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.
работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;
женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
Частью 3 статьи 12 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" предусмотрена возможность установления на основании результатов аттестации рабочих мест для профессий и должностей, не предусмотренных Списками № 1 и № 2, пенсии со снижением возраста на 5 лет за счет средств нанимателя. На практике эта часть Закона пока еще не нашла применения, так как в Законе сказано: "могут устанавливаться по результатам аттестации пенсии", а не "устанавливаются", что подразумевает "по согласованию сторон". Вопрос установления пенсии на таких условиях может быть урегулирован коллективным договором на предприятии или же контрактом с конкретным работником.
Пенсии в связи с особыми условиями труда предоставляются за фактическое состояние условий труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает комплексную оценку всех вредных и (или) опасных факторов производственной среды, присутствующих на конкретном рабочем месте.

Как подтвердить занятость работника во вредных условиях труда?
Для подтверждения занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда необходимо, чтобы время выполнения работ с этими условиями в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей служащих (далее - ЕКСД), составляло не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах, установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время (далее - структура рабочего времени).

Кто ведет учет занятости работника с вредными и (или) опасными условиями труда?
Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденных результатами аттестации, ведется нанимателем. Структура рабочего времени, время воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, занятость с вредными и (или) опасными условиями труда определяются на основании результатов фотографий рабочего времени. Фотографии рабочего времени выполняются нанимателем и оформляются по форме согласно приложению 4 к Инструкции.

Как определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации?
В первую очередь в этот перечень должны попасть рабочие места, по которым ранее (до 26 января 2008 г.) предоставлялись какие-либо компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.В первую очередь в этот перечень должны попасть рабочие места, по которым ранее (до 26 января 2008 г.) предоставлялись какие-либо компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда.

Нужно ли проводить замеры на всех рабочих местах, если эти рабочие места являются аналогичными?
Измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды в ходе аттестации могут осуществляться выборочно, если рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:
профессии или должности одного наименования;
выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
использование однотипного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
работа в однотипных помещениях, где используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения или на открытом воздухе;
как правило, одинаковое расположение объектов (оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте;
одинаковый набор вредных и (или) опасных факторов производственной среды одного класса и степени.
В этом случае обследованию подлежит не менее 20 процентов таких рабочих мест. При этом аттестационная комиссия обосновывает, какие рабочие места характеризуются совокупностью вышеуказанных признаков, и составляет их перечень. На основании полученных величин факторов производственной среды определяется их средняя величина, которая используется для оценки условий труда при аттестации с учетом фактической занятости работника на конкретном рабочем месте.
Другие документы по аттестации (протокол количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса, карта фотографии рабочего времени, карта аттестации рабочего места по условиям труда) на таких рабочих местах оформляются в полном объеме.

Как производить оценку условий труда, если рабочее место расположено в различных рабочих зонах?
На рабочем месте при выполнении работы в различных рабочих зонах (слесари-сантехники, электромонтеры и другие рабочие) оценка условий труда проводится путем предварительного определения типичных рабочих операций с характерным набором и величиной вредных и опасных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с последующей их оценкой при выполнении соответствующих операций. Время выполнения каждой операции определяется с помощью хронометража и фотографии рабочего времени.

Кого следует включать в комиссию по аттестации рабочих мест по условиям труда?
В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников служб охраны труда, кадровой, юридической, организации труда и заработной платы, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюза.
Так как впоследствии непосредственное предоставление компенсаций будет осуществляться различными отделами (например, исчисление отпусков и оформление пенсий - отделом кадров, начисление доплат - бухгалтерией). Утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации, устанавливаются сроки и график проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях).
Приказом также определяются сроки и график проведения аттестации. При этом начало и продолжительность проведения аттестации должны устанавливаться с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.

В течение какого времени на вновь созданных рабочих местах нанимателю необходимо провести аттестацию рабочих мест по условиям труда?
Результаты аттестации на вновь созданных рабочих местах должны быть утверждены приказом нанимателя не позднее 6 месяцев с момента их создания. При этом в стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитывается период работы с момента создания рабочего места.
Документом, подтверждающим особые условия труда в соответствии с установленным периодом действия результатов аттестации, является Перечень рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, предусмотренные Списком № 1 и Списком № 2.
Датой завершения аттестации и вступления в силу ее результатов является дата утверждения приказом нанимателя (командира) перечня рабочих мест, на которых подтверждены особые условия труда по Спискам № 1 и № 2.

Если внеочередная аттестация, проведенная в 2008 году, уменьшит компенсации работников?
Если по результатам аттестации, проведенной в 2008 году, не подтверждены особые условия труда, дававшие ранее работнику право на компенсации или произошло их уменьшение (за исключением случаев изменения условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменения технологического процесса), то результаты данной аттестации не применяются до истечения срока действия результатов предыдущей аттестации.

Какая лаборатория проводит инструментальные замеры факторов производственной среды в Вооруженных Силах?
Лаборатория токсикологии, радиологии, ЭМП и других физических факторов государственного учреждения "23 санитарно-эпидемиологический центр Вооруженных Сил Республики Беларусь". Адрес: 220057, г. Минск, ул. Гуртьева, 11, тел. 269 46 30.

Что следует делать нанимателю, если лаборатория государственного учреждения "23 санитарно-эпидемиологический центр Вооруженных Сил Республики Беларусь" не аттестована на проведение исследования какого-то вредного фактора?
Если у лаборатории государственного учреждения "23 санитарно-эпидемиологический центр Вооруженных Сил Республики Беларусь" отсутствует аккредитация на проведение какого-либо замера, необходимого организации (воинской части), измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды для аттестации осуществляют испытательные лаборатории, аккредитованные в системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025, и включенные в реестр аккредитованных испытательных, поверочных и калибровочных лабораторий, формируемый органом по аккредитации Белорусского государственного института метрологии.
На эти цели имеется статья 4399 перечня расходов по смете Министерства обороны. При проведении аттестации в 2008 году допускается использование протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды, оформленных в соответствии с законодательством при проведении предыдущей аттестации в 2004 - 2007 годах. При этом результаты аттестации 2008 года, оформленные с использованием указанных протоколов, действительны в течение пяти лет со дня утверждения результатов предыдущей аттестации. Например, протоколы 2004 года, используемые в 2008 году при аттестации распространят действие аттестации 2008 года только до 2009 года (2004 год+5 лет = 2009 год).
Испытательная лаборатория, выполняющая измерения и исследования в ходе аттестации, несет ответственность в соответствии с законодательством за качество и достоверность результатов измерений и исследований, отраженных в протоколах.

Проводить ли аттестацию рабочих мест по условиям труда работающим с видеотерминалами, электронно-вычислительными машинами и персональными компьютерами нужно?
При рассмотрении вопроса о необходимости проведения аттестации для установления доплат пользователям ПЭВМ, ЭВМ и ВДТ следует руководствоваться вышеуказанными санитарными правилами и нормами СанПиН 9 - 131 РБ 2000, в соответствии с которыми работа с использованием ВДТ, ЭВМ, ПЭВМ, в зависимости от особенностей производства и организации трудового процесса, может носить вспомогательный характер или являться основной. В этой связи проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда только тем работникам, работа которых с ЭВМ, ПЭВМ, ВДТ относится к основной. В настоящее время работа с применением персональных компьютеров осуществляется практически в каждой воинской части и организации. Как показала практика, только постоянно работающие в режиме операторов (ввод и считывание информации, диалог с ПЭВМ и др. в диспетчерских, операторских, расчетных, кабинах и постах управления, залах вычислительной техники и др.) имеют определенную степень вредности и тяжести труда и имеют право на доплаты за работу в неблагоприятных условиях труда.

Как определить, сколько дополнительно дней к отпуску предоставлять за вредные условия труда?
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 января 2008 г. № 73 "О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы" , продолжительность дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда определяется по результатам аттестации в зависимости от отнесения к классу условий труда. Начиная с 3 класса опасности, условия труда считаются вредными. Какая степень подтвердится - столько дополнительно дней и получает работник. До проведения аттестации наниматель пользуется постановлением № 89, а после проведения внеочередной аттестации по новому документу - в зависимости от класса опасности, установленного при проведении аттестации.

Когда может проводиться внеочередная аттестация?
Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится в случаях: изменения законодательства в области предоставления компенсаций, требующего проведения аттестации; изменения условий труда в связи с заменой производственного оборудования, сырья, материалов, изменения технологического процесса; по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь.

Какую ответственность несет наниматель за непроведение аттестации?
Ответственность за непроведение нанимателем в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, предусмотрена частью 3 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях: "Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до ста базовых величин".

Какова ответственность нанимателя за несвоевременно проведенную (или не проведенную) аттестацию рабочих мест по условиям труда?
Несвоевременное проведение аттестации рабочих мест по условиям труда является грубейшим нарушением трудового и пенсионного законодательства и в скором будущем может повлечь непредвиденные финансовые затраты Министерства обороны на выплату льготных пенсий работникам, занятым во вредных условиях труда, в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536. Согласно вышеназванному постановлению, неаттестованные по вине нанимателя периоды засчитываются в специальный стаж работника, необходимый для назначения льготных пенсий, с учетом заключения органов Государственной экспертизы условий труда о фактической занятости работника в условиях предусмотренных Списками № 1 и № 2, а возмещение расходов на выплату льготных пенсий работникам, за неаттестованные по вине нанимателя периоды, осуществляются за счет последнего.

Вопрос: Я работаю на 0,5 ставки. Подскажите, работникам, работающим на 0,5 ст. в предпраздничный день рабочее время сокращается на один час или на полчаса?
Ответ: Полагаем, что работникам с неполным рабочим днем предпраздничный день также может быть сокращен. В данном случае рабочее время, по нашему мнению, подлежит сокращению не на 1 час, а пропорционально установленной ежедневной продолжительности рабочего времени. Указанное правило может быть закреплено в локальном нормативном правовом акте организации. Например: если правилами внутреннего трудового распорядка определена продолжительность рабочего дня 8 часов, а работнику установлен неполный рабочий день - 6 часов, то предпраздничный рабочий день может быть сокращен на 45 минут (6 часов / 8 часов x 60 мин.) и соответственно за рабочий день 4 часа сокращение составит 30 мин.

Вопрос: Подскажите, в каком нормативном правовом акте найти форму уведомления работников об изменении существенных условий труда?
Ответ: Типовой формы уведомления об изменении существенных условий труда нет. Уведомление оформляется в произвольной форме с использованием реквизитов Вашей организации. Как правило, в уведомлении указывается причина изменения существенных условий труда, дата изменения, а также разъясняются последствия для работника при отказе от продолжения работы при измененных существенных условиях труда. Письменное уведомление вручается работнику под роспись не менее, чем за один месяц до изменения условий труда. Если причина одна, то уведомления для работников можно сделать одного содержания, но индивидуально для каждого. Если же причины разные, то в уведомлении каждому работнику должна быть указана своя причина.

Вопрос: Я хочу разделить отпуск на две части, первая из которых составит 7 календарных дней. Работник отдела кадров считает, что первая часть должна быть не менее 14 календарных дней. Прав ли он?
Ответ: Согласно статье 174 Трудового кодекса Республики Беларусь по договоренности между работником и нанимателем трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней. Таким образом, условиями разделения отпуска на части являются: - достижение об этом договоренности между работником и нанимателем; - одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней. Таким образом, статья 174 не конкретизирует, какая из частей трудового отпуска, должна быть не менее 14 календарных дней. Указанной продолжительности должна быть одна из частей отпуска - первая или следующая.

Вопрос: По результатам аттестации рабочих мест с вредными условиями труда дополнительный отпуск работнику определен 7 календарных дней. В трудовой отпуск работник идет в начале своего рабочего года. Как предоставить дополнительный отпуск? Полностью либо пропорционально отработанному времени?
Ответ: Дополнительный отпуск за работу с вредными условиями труда предоставляется за фактически отработанное время во вредных условиях. Если основной отпуск работнику предоставляется авансом, то и дополнительный может быть предоставлен авансом или пропорционально отработанному времени по решению нанимателя. В случае, если по итогам работы за год период, за который предоставляется дополнительный отпуск, окажется меньше календарного года, данный рабочий год сдвигается на соответствующее количество календарных дней, те есть, рабочий год будет увеличен на недостающее количество календарных дней. При предоставлении дополнительного отпуска за следующий рабочий год, из стажа должны быть исключены дни, на которых работник не был занят на работах с вредными условиями труда.

Вопрос: Хочу устроиться на работу по совместительству. Обязан ли я ставить нанимателя в известность об этом?
Ответ: Для работы по совместительству согласия нанимателя по месту основной работы не требуется. Законодательством Республики Беларусь не предусмотрена обязанность работника ставить нанимателя по месту основной работы в известность о том, что он устраивается на другую работу по совместительству

Вопрос: Наш работник хочет перенести отпуск. Надо ли согласовывать это с профкомом?
Ответ: Из содержания статьи 168 ТК вытекает обязанность нанимателя при составлении графика отпусков согласовывать его с профсоюзом. Обязанность же согласования переноса отпуска с профсоюзом законодательством о труде не предусмотрена. Такая норма может быть закреплена, например, лишь в коллективном договоре. При переносе отпуска следует руководствоваться статьей 171 ТК.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как правильно испытывать стеллажи?
Ответ: Требования, в соответствии с которыми проводится испытание стеллажей, указаны в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь от 9 декабря 2003 г. № 63, которым утверждены правила охраны труда в организациях торговли. Так в пункте 282 сказано: стеллажи в помещениях должны быть прочными, устойчивыми и крепиться между собой и к конструкциям зданий. Проходы между стеллажами должны быть шириной не менее 1 м. Пункт 283 гласит конструкция стеллажей и деталей их крепления должна обеспечивать их жесткость, прочность, устойчивость, безопасность и удобство выполнения монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Элементы стеллажей не должны иметь острых кромок, углов, поверхностей с неровностями. Стеллажи испытываются один раз в год на нагрузку, соответствующую 1,25 от номинальной. На стеллажах должны быть вывешены таблички с указанием их максимальной грузоподъемности и сроков очередных испытаний. Не допускается загрузка стеллажей свыше предельной нагрузки, на которую они рассчитаны

Вопрос: Как убедить командира воинской части в необходимости создания кабинета охраны труда и каким образом приобрести наглядные пособия для его оснащения?
Ответ: Требования к созданию и оснащению кабинета охраны труда устанавливаются Типовым положением о кабинете охраны труда, утвержденным постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 8 ноября 1999 г. № 144 и обязательны для выполнения руководителями организаций всех форм собственности. Что касается приобретения наглядных пособий, то Перечнями расходов, осуществляемых по статьям 1635 и 4335, находящимся в введении главной военной инспекции Вооруженных Сил, предусмотрено приобретение стендов, плакатов, видеофильмов, справочной, официальной и технической литературы по вопросам охраны труда. Распределение денежных средств по указанным статьям на предстоящий год осуществляется в октябре текущего года согласно заявкам установленной формы и прилагаемым к ним расчетам-обоснованиям, представленным из воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Вопрос: У нас в воинской части проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с результатами которой я не согласна. Расскажите как оспорить результаты аттестации рабочих мест по условиям труда?
Ответ: Согласно п. 2 Положения об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.05.2002 N 694 "Об утверждении Положения об органах государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь" (далее - Положение), контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляют органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь. В соответствии с подп. 8.1 п. 8 Положения органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь осуществляют проверки работодателей по соблюдению законодательства о пенсионном обеспечении и о труде, касающегося проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставления компенсации работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись. В случае несогласия с результатами аттестации, работник имеет право не подписывать представленные для ознакомления результаты. При этом ему необходимо аргументировать претензии к аттестации, проведенной на рабочем месте. После несогласия аттестационной комиссии с доводами, работник либо наниматель (с предоставлением соответствующих документов) имеет право обратиться в органы государственной экспертизы, которые находятся в каждой области Республики Беларусь при Комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома для подготовки соответствующего заключения. Согласно подп. 11.6 п. 11 Положения должностные лица указанных органов при исполнении своих обязанностей имеют право отменять в установленном законодательством порядке результаты аттестации рабочих мест по условиям труда при выявлении нарушений в ее организации и проведении. Кроме того, при возникновении спора, связанного с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных правовых актов, трудовых договоров, работник имеет право обратиться в суд, а при наличии комиссии по трудовым спорам - в комиссию (ст. 236, 241 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Вопрос: В организации создается служба охраны, работники которой будут осуществлять пропуск работников, охрану объектов ночью, контроль за работой сигнализации и др. Какие должности и профессии работников в данном подразделении можно ввести в штатное расписание?
Ответ: В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 Трудового кодекса Республики Беларусь наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке. Так, в выпусках Единого квалификационного справочника должностей служащих содержатся квалификационные характеристики следующих должностей служащих, должностными обязанностями которых предусмотрено выполнение функций по охране объектов: заведующий бюро пропусков; начальник охраны объекта (участка); охранник; дежурный бюро пропусков. Для профессий рабочих § 103 и § 372 выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 N 33, содержат тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих: контролер на контрольно-пропускном пункте (тарификация по 4-му разряду ETC); сторож (вахтер) (тарификация по 2-му - 3-му разряду ETC).

Вопрос: В результате несчастного случая на производстве погиб сотрудник организации. Какие выплаты по законодательству и кому должна произвести организация?
Ответ: В соответствии с п. 17 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 N 30 "О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", несчастный случай на производстве является страховым случаем, если потерпевший подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пункт 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 "О страховой деятельности" (далее - Положение), содержит перечень лиц, чьи жизнь или здоровье подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом важным моментом является то, что в соответствии с п. 248 Положения данные лица считаются застрахованными с 1 января 2004 г. независимо от фактического выполнения страхователями своих обязанностей по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии с п. 260 Положения право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, наступившей в результате страхового случая, имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие на день его смерти право на получение от него содержания; ребенок умершего, родившийся после его смерти; один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, неработающий и занятый уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста четырнадцати лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее - МРЭК) или врачебно-консультативной комиссии признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе; лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти. В случае наступления несчастного случая со смертельным исходом лицам, имеющим право на получение страховых выплат, исходя из анализа п. 265 Положения выплачиваются: единовременная страховая выплата, ежемесячная страховая выплата, расходы на погребение умершего застрахованного, смерть которого наступила в результате страхового случая. В соответствии с п. 304 Положения застрахованный или лицо, имеющее право на получение страховых выплат (их представители), вправе обратиться к страховщику с заявлением о получении страховых выплат независимо от срока давности страхового случая. Согласно п. 305 Положения решение о назначении страховых выплат или об отказе в их назначении в случае смерти застрахованного принимается страховщиком не позднее пяти рабочих дней со дня поступления всех необходимых документов (их заверенных копий). Таким образом, единовременная и ежемесячная страховые выплаты лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного, а также расходы на погребение умершего застрахованного, смерть которого наступила в результате страхового случая, подлежат возмещению страховщиком - Белгосстрахом.

Вопрос: Наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) медицинских осмотров работников. Когда выдается направление на предварительный медицинский осмотр и работник должен его пройти: до заключения трудового договора (контракта) или после приема на работу?
Ответ: Заключение трудового договора с работниками производится на основании главы 2 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК). Статьей 26 ТК определен перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Согласно пункту 6 части 1 статьи 26 ТК при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю медицинское заключение о состоянии здоровья, когда это является обязательным условием заключения трудового договора в соответствии с законодательством. Не допускается прием на работу без документов, указанных в статье 26 ТК. На основании части 1 статьи 228 ТК наниматель обязан организовать проведение предварительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе. При этом непосредственно в указанной статье определено, что под предварительными медицинскими осмотрами понимается проведение медицинских осмотров при поступлении работника на работу. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников утвержден постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010г. N 47 (далее - Инструкция № 47). По окончании предварительного медосмотра лицу, прошедшему медосмотр в соответствии с приложениями 1 - 3 к настоящей Инструкции № 47, выдается медицинская справка о состоянии здоровья, предусмотренная пунктом 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса Исходя из изложенного, работник может быть принят на работу только после предъявления нанимателю указанной справки.

Вопрос: Водителю автомобиля (нет вредных условий труда) необходимо поручить работу с вредными условиями труда на другом автомобиле. Является ли это переводом или перемещением? Необходимо ли предупреждать работника за один месяц?
Ответ: Перемещением признается поручение нанимателем работнику прежней работы на новом рабочем месте как в том же, так и в другом структурном подразделении, за исключением обособленного, на другом механизме или агрегате, но в пределах специальности, квалификации или должности с сохранением условий труда, обусловленных трудовым договором. Рабочим местом является место постоянного или временного пребывания работника в процессе трудовой деятельности. При перемещении не требуется согласия работника. Перемещение должно быть обосновано производственными, организационными или экономическими причинами. Не допускается перемещение работника на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья (ст. 31 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)). Если работнику поручается прежняя работа на новом рабочем месте, на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, но при этом условия труда, обусловленные трудовым договором, не могут быть сохранены, то это будет являться изменением существенных условий труда. Об изменении существенных условий труда наниматель обязан письменно предупредить работника не позднее чем за один месяц (ч. 3 ст. 32 ТК). При отказе работника от продолжения работы с изменившимися существенными условиями труда трудовой договор прекращается по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК (ч. 4 ст. 32 ТК).

Вопрос: Должен ли экономист при приеме на работу проходить медицинский осмотр?
Ответ: Статья 228 Трудового кодекса Республики Беларусь обязывает нанимателя организовать проведение предварительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 г. N 536 утвержден Список производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, занятость на которых считается работой с вредными условиями труда и требует обязательного предварительного медицинского осмотра, и Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.08.2005 г. N 23/243/104 утвержден Перечень категорий (профессий и должностей) работников, допуск к работе которых осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра при поступлении на работу. В вышеуказанных документах работа по специальности экономист, как работа с вредными условиями труда и как работа, допуск к которой осуществляется после проведения предварительного профилактического наркологического осмотра, не значится и поэтому не подпадает под действие статьи 228 Трудового кодекса Республики Беларусь в части прохождения предварительного медицинского осмотра при заключении трудового договора. Однако следует иметь в виду, что если в конкретной организации по результатам проведения аттестации работа экономиста будет признана как работа с вредными условиями труда, то в таком случае наниматель будет обязан направить работника на прохождение предварительного медицинского осмотра при заключении трудового договора. Критериев профессионального отбора по состоянию здоровья на должность экономиста законодательством не предусмотрено.

Вопрос: Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются работникам, занятым на таких работах полный рабочий день. При этом под полным рабочим днем понимается выполнение работ с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы. Включаются ли в этот период технологические перерывы?
Ответ: Согласно пункту 12 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 "Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", под полным рабочим днем понимается выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время. Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем. В соответствии с частью 8 статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь время выполнения основных и подготовительно-заключительных операций (получение наряда, материалов, инструментов, ознакомление с техникой, документацией, подготовка и уборка рабочего места, сдача готовой продукции и др.), перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии - нанимателем по согласованию с профсоюзом должно учитываться как фактически отработанное. Таким образом, время перерывов, предусмотренных технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны или нанимателем, включается в рабочее время фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вопрос: К каким работам не допускается привлекать женщин?
Ответ: В целях улучшения условий труда и охраны здоровья женщин в статье 262 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) установлен запрет на применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 N 765 "О Списке тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин" (далее - Список). В соответствии со Списком запрещается применение труда женщин на: работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, в случае превышения предельных норм подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную; подземных работах в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений (за исключением работ, выполняемых женщинами, занятыми санитарно-бытовым обслуживанием; женщинами, проходящими курс обучения и допущенными к стажировке в подземных частях организации; женщинами, которые должны спускаться время от времени в подземные части организации для выполнения нефизических работ); работах, выполняемых по профессиям и должностям, включенным в Список. Согласно части третьей статьи 262 ТК запрещается также применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих предельные нормы, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.10.2010 г. N 133 "О нормах подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную". При этом установлена зависимость предельно допустимой массы груза от характера выполняемых работ:
Характер работы Предельно допустимая масса груза
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) 10 кг
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены 7 кг
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:
с рабочей поверхности до 350 кг
с пола до 175 кг
При приеме женщин на работу, связанную с подъемом и перемещением тяжестей вручную, нанимателю также необходимо учитывать следующее: в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки; при перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг; расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и др.) - 0,5 м. Наряду с изложенным в законодательстве о труде Республики Беларусь содержатся иные гарантии, направленные на защиту прав женщин. Так, в соответствии с частью 1 статьи 263 ТК запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147 ТК), выходные дни и направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. При этом законодательством не предусмотрено возможности привлекать беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к вышеперечисленным работам и направлять их в служебные командировки даже при наличии согласия женщины. Согласно части второй статьи 263 ТК запрещается привлечение к работе в ночное время беременных женщин. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия. В соответствии с частью третьей статьи 263 ТК письменное согласие женщины требуется также в случае привлечения к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни (часть первая статьи 147 ТК), выходные дни, а также при направлении в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет).

Вопрос: Согласно медицинскому заключению женщине в период беременности должен быть предоставлен легкий труд. Наниматель по организационным причинам не может предоставить ей другое рабочее место. Как следует поступить в данной ситуации?
Ответ: Частью 1 статьи 264 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) установлено, что беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Так как перевод на более легкую работу невозможен по организационным причинам, работницу можно оставить на прежней работе, изменив ей режим работы, интенсивность процесса труда, снизить нормы обслуживания, уменьшить вес поднимаемых тяжестей, установить ей неполный рабочий день или каким-либо другим образом изменить ей условия работы в соответствии с рекомендацией врача. При этом условия труда должны быть облегчены настолько, насколько это определено медицинским заключением. Кроме того, за беременной женщиной должен быть сохранен средний заработок. Если медицинским заключением определено, что беременная женщина не может выполнять работы, которые она должна выполнять в соответствии с ее трудовым договором несмотря на возможное облегчение условий труда со стороны нанимателя, то наниматель обязан перевести работника на более легкий труд. Частью 2 статьи 264 ТК определено, что до решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой работы, более легкой и исключающей воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет нанимателя. В связи с тем, что согласно статье 55 ТК обязанность предоставить работнику рабочее место, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами лежит на нанимателе, то оплате будут подлежать все дни вынужденного прогула, т.е. рабочие дни, пропущенные вследствие непредоставления более легкой работы. На основании части 1 статьи 191 ТК наниматель вправе с согласия работника при отсутствии другой работы, на которую необходимо временно перевести работника в соответствии с медицинским заключением, предоставить работнику отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Следовательно, если в указанном случае работница даст свое согласие, то наниматель имеет право предоставить ей отпуск без сохранения или с частичным сохранением заработной платы. Размер сохраняемой заработной платы согласно части 2 статьи 191 ТК будет определяться по договоренности между нанимателем и работниками, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением, действующим в организации.

Вопрос: Считается ли полным рабочим днем для расчета количества дней дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда день, в течение которого работник отсутствовал до 20% рабочего времени (внутрисменный простой)?
Ответ: Согласно п. 23 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 "Об аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - постановление), компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (дополнительный отпуск, доплаты по результатам аттестации) предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем в данном случае понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом п. 12 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 "Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", определено, что в 80% продолжительности ежедневной работы (смены) работников включается работа с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда, выполняемая работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, и составляющая не менее 80% от продолжительности их ежедневной работы (смены), установленной правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности. При этом в 80% от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время. Учет фактической занятости работников с вредными и (или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации, ведется нанимателем. Из вышеизложенного следует, что работник считается работающим во вредных и (или) опасных условиях труда в течение полного рабочего дня, если его работа во вредных и (или) опасных условиях (фактически отработанное время и подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время (время, относящееся к фактически отработанному, - ч. 8 ст. 133 Трудового кодекса Республики Беларусь)) составляет не менее 80% от продолжительности его ежедневного рабочего времени. Таким образом, при отсутствии работника на рабочем месте до 20% его рабочего времени данный рабочий день является полным рабочим днем, дающим право на предоставление компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вопрос: Требуется ли проведение оценки факторов производственной среды с учетом продолжительности их действия? С какого момента начинают действовать новые условия предоставления компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда?
Ответ: Согласно п. 11 Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 "Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь" (далее - Инструкция), оценка факторов производственной среды проводится с учетом времени их воздействия в течение рабочего времени. Если влияние вредного и (или) опасного фактора производственной среды на работника составляет менее 50 и до 10 процентов (включительно) от продолжительности рабочего времени, класс условий труда по данному фактору снижается на одну степень; при продолжительности воздействия фактора производственной среды на работника менее 10 процентов от продолжительности рабочего времени производится снижение класса условий труда на две степени. При этом время воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса, занятость с вредными и (или) опасными условиями труда определяются на основании результатов фотографий рабочего времени. Необходимо помнить, что фотографии рабочего времени выполняются нанимателем (п. 13 Инструкции). Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов (ч. 2 п. 13 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 "Об аттестации рабочих мест по условиям труда"). Из этого следует, что со дня издания приказа, утверждающего результаты аттестации, начинают действовать новые условия предоставления компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Если результаты аттестации будут утверждены приказом нанимателя 1 апреля 2010 г., то с этой даты должна предоставляться компенсация за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Вопрос: Является ли работа парикмахера работой с вредными условиями труда?
Ответ: Ответ на указанный вопрос может быть дан после проведения аттестации рабочего места по условиям труда (далее - аттестация). Под аттестацией исходя из нормы п. 2 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 "Об аттестации рабочих мест по условиям труда" (далее - Положение), понимается оценка условий труда на конкретном рабочем месте с целью разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников. Аттестация рабочих мест производится на основании Положения, а также Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.02.2008 N 35 "Об утверждении Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь". Согласно подп. 5.3 п. 5 Положения перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, определяет аттестационная комиссия. Для получения устной консультации или письменного разъяснения о порядке и условиях проведения аттестации работник вправе обратиться в органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь. При возникновении спора по вопросу включения профессии "парикмахер" в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, работник вправе обратиться в суд.

Вопрос: Слышала, что в Вооруженных Силах одна из воинских частей получила сертификат соответствия на систему управления охраной труда. С какой целью и для чего проводится сертификация систем управления охраной труда, обязательна ли она для воинских частей и организаций Вооруженных Сил и кто ее осуществляет?
Ответ: Совершенно верно. Первый в Вооруженных Силах Республики Беларусь сертификат соответствия на систему управления охраной труда получила организация Вооруженных Сил. Это 62 Центральный узел связи Министерства обороны. В соответствии с техническим кодексом установившейся практики, утвержденным постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 16 октября 2006 г. № 46 "Порядок сертификации Систем управления охраной труда" сертификация систем управления охраной труда в Республике Беларусь проводится с целью подтверждения того, что организация управляет рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации, обеспечивая контроль над рисками, устранение или снижение рисков до допустимого уровня, а также сведение к минимуму отрицательного воздействия на персонал и другие заинтересованные стороны посредством эффективного применения системы управления охраной труда и постоянного ее улучшения. Сертификация систем управления охраной труда осуществляется органами по сертификации систем управления охраной труда, аккредитованными в соответствии с требованиями Системы аккредитации Республики Беларусь. Сертификация систем управления охраной труда проводится по инициативе организации и является добровольной.