О возможных изменениях в вопросах призыва в Вооруженные Силы

О возможных изменениях в вопросах призыва в Вооруженные Силы

ОБ ОТСРОЧКАХ

Вооруженные Силы Республики Беларусь комплектуются на основе сочетания воинской обязанности с добровольным поступлением на военную службу по контракту. Исходя из оборонной достаточности, экономических возможностей государства и других особенностей, характерных для Республики Беларусь, целесообразна именно смешанная система комплектования Вооруженных Сил. Это в первую очередь связано с тем, что при переходе на профессиональную (контрактную) основу комплектования Вооруженных Сил будут существенно ограничены возможности по подготовке и накоплению военно-обученного резерва для обеспечения потребностей Вооруженных Сил в военное время, поскольку основным способом подготовки такого резерва на сегодняшний день является получение гражданами военно-учетной специальности при прохождении срочной военной службы.

На сегодняшний день сроки проведения мероприятий весеннего призыва установлены Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2019 г. № 33, в соответствии с которым призыв на срочную военную службу начался с 1 февраля и продлится до конца мая.

Призыву на срочную военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе.

В настоящее время районными и городскими призывными комиссиями организовано медицинское освидетельствование граждан, а также принятие соответствующих решений в отношении их в соответствии с законодательством.

Вместе с тем при проведении очередного призыва возникла проблема недостаточного количества призывников для комплектования Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, годных к военной службе по состоянию здоровья.

Дефицит призывных ресурсов связан в первую очередь с демографической ситуацией в стране.

Кроме того, в Республике Беларусь в настоящее время наибольшее количество категорий граждан (47), которые в соответствии с законодательством не призываются на срочную военную службу, службу в резерве. Для сравнения: в Азербайджане таких категорий 12; в Армении - 17; в Казахстане - 18; в Российской Федерации - 22; в Украине - 30.

Ввиду сложившейся обстановки Министерство обороны по согласованию с другими государственными органами наиболее целесообразным считает путь сокращения количества отсрочек от призыва, и в первую очередь для продолжения образования.

Прорабатывается вопрос предоставления гражданам отсрочки для продолжения образования только один раз.

Кроме того, рассматриваются вопросы:

применения ограничения приема на государственную и иную службу граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований;

принятия решений о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь в случае их неявки на мероприятия по призыву;

также принятия иных мер, исключающих возможность граждан уклоняться от призыва.

Практическая реализация предлагаемых мер будет проводиться в плановом порядке, поэтапно, после их тщательной проработки.

Одновременно Министерством обороны совместно с Министерством здравоохранения проводится работа, направленная на уточнение диагностических критериев по некоторым классам заболеваний при проведении медицинского освидетельствования граждан при призыве на срочную военную службу. Данные уточнения имеют целью в первую очередь максимально исключить субъективные факторы при проведении освидетельствования.

При этом система отбора граждан по состоянию здоровья для прохождения срочной военной службы значительных изменений не претерпит. Распределение призывников, как и ранее, будет осуществляться по показателям предназначения (их всего 12), которые учитывают имеющиеся отклонения в состоянии здоровья и специальность, которую будет осваивать военнослужащий.

Министерство обороны максимально заинтересовано в том, чтобы в Вооруженные Силы не был призван ни один гражданин, состояние здоровья которого не позволяет проходить военную службу.  

ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ

Наряду с проработкой указанных выше вопросов военным ведомством ведется работа по повышению мотивированности граждан к прохождению срочной военной службы и службы в резерве, а также совершенствованию подготовки к ее прохождению.

В 2016 году в Министерстве обороны разработан план повышения мотивированности для прохождения срочной военной службы, службы в резерве.

На сегодняшний день решены следующие вопросы:

увеличено денежное довольствие военнослужащих срочной военной службы более чем в 2,3 раза;

повышен предельный размер денежного вознаграждения за классную квалификацию военнослужащим срочной военной службы на более чем 55 %;

разработаны новые образцы военной формы одежды, которая установленным порядком будет приниматься на обеспечение личного состава.

Военным ведомством подготовлен и в настоящее время прорабатывается путем внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты ряд мер по повышению социального статуса военнослужащего срочной военной службы.

В частности, для граждан, прошедших военную службу, службу в резерве, предложены:

льготы при поступлении и обучении в учреждениях образования, в части предоставления первоочередного права получения жилья в общежитии;

право на обучение за счет средств республиканского бюджета на подготовительных отделениях учреждений высшего образования;

преимущественное право на зачисление в учреждения высшего и среднего специального образования;

предоставление права выбора при распределении после окончания учреждения высшего и среднего специального образования;

право на поступление вне конкурса на заочную форму получения среднего специального и высшего образования I ступени по наиболее востребованным экономикой специальностям, перечень которых будет определяться Министерством образования по согласованию с Министерством экономики, Министерством труда и социальной защиты;

включение периода срочной военной службы в минимальный страховой стаж для получения пенсии;

ограничение на прием на государственную службу, военную службу, службу в военизированные организации граждан, которые не прошли военную службу по призыву, не имея на то законных оснований;

предоставление гарантии на прием на работу к прежнему нанимателю в организации вне зависимости от форм собственности после увольнения со срочной военной службы (в настоящее время только в государственные организации).

Указанные предложения будут проработаны установленным порядком по согласованию с другими государственными органами.

О ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Важнейшим направлением подготовки граждан к военной службе является допризывная подготовка.

В соответствии с законодательством допризывная подготовка организуется Министерством образования Республики Беларусь и проводится при обучении граждан в учреждениях общего среднего образования в соответствии с образовательными стандартами.

В настоящее время Министерством обороны во взаимодействии с Министерством образования ведется активная работа по ее совершенствованию.

Переработано содержание учебных программ предмета «Допризывная и медицинская подготовка» для Х–XI классов в интересах облегчения доступности материала для учеников.

Выполнен комплекс мер по наполнению учебно-материальной базы по данному предмету учреждений образования, в частности, в центры допризывной подготовки переданы макеты автоматов АК-74.

На базе Военной академии организована работа курсов для учителей предмета «Допризывная и медицинская подготовка», не имеющих военного образования.

Кроме того, в настоящее время военным ведомством совместно с Министерством образования ведется работа по введению должностей заместителя директора, на которого будут возложены вопросы организации патриотического воспитания молодежи и преподавание предмета «Допризывная и медицинская подготовка».

Реализация данных мер позволит повысить эффективность работы по патриотическому воспитанию, готовности молодых людей к службе в Вооруженных Силах, формированию осознанного отношения к выполнению конституционного долга по защите Отечества