Міжнароднае ваеннае супрацоўніцтва

Концепция международного военного сотрудничества Министерства обороны Республики Беларусь
(утверждена приказом Министра обороны Республики Беларусь от 10 ноября 2010 г. № 1010).

I. Общие положения

Концепция международного военного сотрудничество Министерства обороны Республики Беларусь (далее – Концепция) – система взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Министерства обороны в сфере сотрудничества с военными ведомствами других стран.
Нормативную правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Республики Беларусь, а также Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Военная доктрина Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «Об обороне», Закон Республики Беларусь «О Вооруженных Силах Республики Беларусь» и другие правовые акты Республики Беларусь, регулирующие деятельность Министерства обороны и Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Настоящая Концепция призвана обеспечить единство подходов к деятельности Министерства обороны в сфере международного военного сотрудничества, создать методологическую основу ее совершенствования и развития, способствовать реализации национальных интересов в сфере военной безопасности Республики Беларусь.
В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
  • военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;
  • военная угроза – действия другого государства (других государств), экстремистских, религиозных, сепаратистских, движений, организаций, расположенных на территории другого государства (других государств), указывающие на реальное намерение применить вооруженную силу против суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;
  • источник военной угрозы – фактор или совокупность факторов, обусловливающих потенциальную возможность применения военной силы против Республики Беларусь;
  • международное военное сотрудничество Министерства обороны – комплекс мероприятий двустороннего и многостороннего характера, проводимых Министерством обороны в сфере оборонного строительства и планирования, подготовки Вооруженных Сил, контроля над вооружениями, военного образования, науки, культуры и спорта, а также в военно-технической сфере.
Международное военное сотрудничество осуществляется в военно-политической, военной, военно-технической и других областях.
Военно-политическое сотрудничество Министерства обороны – составная часть военно-политического сотрудничества Республики Беларусь, охватывающая вопросы, входящие в компетенцию оборонного ведомства, и связанная с военно-политическими аспектами обеспечения военной безопасности государства и международной безопасности.
Военное сотрудничество Министерства обороны – деятельность Министерства обороны по совместному решению собственно военных проблем в сфере обеспечения национальной и международной безопасности.
Военно-техническое сотрудничество Министерства обороны – мероприятия Министерства обороны в сфере международных отношений, связанные с продукцией военного назначения, в том числе с разработкой, производством, поставками вооружения и военной техники, а также выполнением работ и оказанием услуг военно-технического назначения.

II. Цели и задачи международного военного сотрудничества

Цели и задачи международного военного сотрудничества определяются общими приоритетами и национальными интересами Республики Беларусь.
Целями международного военного сотрудничества являются:
  • участие в создании необходимых условий для обеспечения военной безопасности Республики Беларусь и защиты ее национальных интересов;
  • укрепление взаимодействия с государствами, стремящимися к равноправному сотрудничеству в военной области, направленному на обеспечение международной и национальной безопасности;
  • участие в формировании внешних факторов, способствующих реализации плана строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Достижение целей международного военного сотрудничества предполагает решение следующих задач:
  • определение общих для сотрудничающих государств приоритетов в сфере обеспечения военной безопасности и военного сотрудничества;
  • участие в разработке и совершенствовании нормативной правовой базы международного военного сотрудничества;
  • реализация международных договоренностей об укреплении военной безопасности;
  • развитие и совершенствование сотрудничества в военно-политической, военной и военно-технической сферах по аспектам, входящим в компетенцию Министерства обороны;
  • участие в создании и развитии двусторонних и многосторонних систем взаимодействия в военной сфере, в первую очередь – с военными ведомствами государств, входящих в ОДКБ и СНГ, а также иных заинтересованных государств, соответствующими структурами международных организаций и интеграционных объединений;
  • координация позиций по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, укрепление национальных систем экспортного контроля;
  • участие совместно с другими заинтересованными сторонами в предотвращении и урегулировании военных конфликтов, развитии миротворческой деятельности;
  • изучение и использование опыта иностранных армий в интересах всестороннего укрепления и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь;
  • координация усилий в противодействии международному терроризму и иным современным вызовам и угрозам военного характера;
  • развитие гуманитарного аспекта военного сотрудничества, разработка и выполнение совместных программ в этой области;
  • участие в формировании у зарубежных партнеров мнения о Республике Беларусь, как об открытом и надежном партнере с прогнозируемой военной политикой;
  • поиск и реализация новых направлений военного сотрудничества.

III. Основные принципы развития международного военного сотрудничества

Министерство обороны Республики Беларусь осуществляет международное военное сотрудничество на основе следующих принципов:
  • уважения суверенитета государств и неукоснительного соблюдения их национального законодательства, принципов и норм международного права;
  • равноправия отношений и учета интересов друг друга;
  • укрепления доверия в военной сфере, координации усилий в соблюдении международных договоренностей в вопросах разоружения и контроля над вооружениями;
  • признания разноуровневой и разноформатной военной интеграции, учитывающей специфику национальных интересов;
  • координации позиций в решении вопросов сокращения и ограничения вооружений, нераспространения оружия массового уничтожения и технологий его изготовления;
  • координации усилий в предотвращении и урегулировании военных конфликтов, борьбе с иными современными вызовами и угрозами военного характера;
  • устранения возможных противоречий во взаимоотношениях, обеспечения мирного и добрососедского развития государств;
  • сотрудничества с международными организациями в деле укрепления военной безопасности.

IV. Основные направления и области развития международного военного сотрудничества

Международное военное сотрудничество осуществляется в контексте двусторонних и многосторонних межгосударственных отношений, а также в рамках отношений Республики Беларусь с международными организациями и межгосударственными образованиями, на основе политических, экономических, военных и иных государственных интересов Республики Беларусь.
Основные приоритеты сотрудничества:
  • развитие всесторонних связей и отношений с Министерством обороны Российской Федерации, координация деятельности в области развития вооруженных сил обеих стран, оптимальное использование их военной инфраструктуры, выработка, согласование и реализация мер по поддержанию обороноспособности Союзного государства Беларуси и России;
  • консолидация усилий в сфере обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны с государствами-членами ОДКБ;
  • обеспечение региональной и международной безопасности совместно с военными ведомствами государств-участников СНГ;
  • налаживание конструктивных взаимоотношений с военными ведомствами сопредельных государств;
  • развитие всестороннего военного сотрудничества с военными ведомствами дружественных государств дальнего зарубежья, в том числе Северо-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки;
  • участие в разработке, согласовании и реализации международных договоров в области контроля над вооружениями и укрепления военной безопасности – с ООН, ОБСЕ, другими международными организациями.
Необходимость нейтрализации сохраняющихся и возможность появления новых источников военных угроз, состояние и перспективы развития военно-политической обстановки в мире и Европе, задачи обеспечения военной безопасности Республики Беларусь делают целесообразным развитие следующих направлений международного военного сотрудничества:
а) в военно-политической области:
  • участие в развитии нормативной правовой базы военно-политического сотрудничества и совершенствовании механизмов ее реализации;
  • совершенствование механизма консультаций и взаимодействия в вопросах военно-политического сотрудничества, обеспечения военной безопасности, нейтрализации источников военных угроз;
  • сотрудничество с военными ведомствами других стран, а также международными организациями в вопросах контроля выполнения международных договоров о сокращении и ограничении вооружений;
  • участие в координации и осуществлении мер по поддержанию глобальной и региональной безопасности;
  • обеспечение взаимодействия с вооруженными силами иностранных государств в ходе проведения совместных мероприятий;
б) в военной области:
  • участие в совершенствовании нормативной правовой базы военного сотрудничества;
  • участие в координации всех видов военной деятельности в рамках Союзного государства, совершенствование и совместное использование элементов военной инфраструктуры в границах общего оборонного пространства;
  • взаимодействие с военными ведомствами стран ОДКБ, СНГ, иных дружественных государств, в вопросах военного строительства и развития национальных вооруженных сил;
  • участие в мероприятиях по совершенствованию коллективной обороны государств-членов ОДКБ;
  • взаимодействие с военными ведомствами государств-участников СНГ, иных заинтересованных государств в вопросах предотвращения, локализации и нейтрализации военных угроз, в первую очередь – военной угрозы Республике Беларусь;
  • совершенствование форм и методов организации и проведения совместных мероприятий оперативной, боевой подготовки с вооруженными силами дружественных государств;
  • создание и развитие в рамках Союзного государства, ОДКБ и СНГ совместных (объединенных) систем взаимодействия в военной сфере, в том числе систем ПВО, связи, информационного противоборства, военного управления, радиационной, биологической и химической разведки, радиолокационного опознавания и других;
  • развитие военной науки и системы военного образования;
  • участие в программе НАТО «Партнерство ради мира»;
в) в военно-технической области:
  • участие в совершенствовании нормативной правовой базы военно-технического сотрудничества;
  • взаимодействие с Российской Федерацией, государствами-членами ОДКБ в определении приоритетных направлений развития ВВТ, содействие оснащению Вооруженных Сил Республики Беларусь современным вооружением и военной техникой, другими видами военной продукции;
  • участие в разработке и реализации совместных программ и проектов военно-технического сотрудничества;
  • участие совместно с соответствующими структурами дружественных государств в модернизации имеющихся и создании новых видов ВВТ;
  • участие в формировании упрощенного порядка обеспечения ВВТ участников Союзного государства, а также государств-членов ОДКБ путем взаимного предоставления льгот и привилегий для поставок продукции военного назначения;
  • развитие системы взаимодействия в вопросах ремонта, поставки запасных частей и модернизации ВВТ государств-членов ОДКБ, иных дружественных стран, а также нейтральных государств;
  • содействие повышению научного и научно-технического потенциала Вооруженных Сил Республики Беларусь.

V. Основные формы развития международного военного сотрудничества

Основными формами развития международного военного сотрудничества являются:
  • участие в заседаниях рабочих органов международных организаций, в том числе Исполнительного комитета СНГ, Секретариата ОДКБ, Совета министров обороны государств-участников СНГ, Совета министров обороны государств-членов ОДКБ и других;
  • участие в заседаниях совместных коллегий оборонных ведомств, координационных комитетов (советов) при уставных органах международных организаций, созданных по приоритетным направлениям взаимодействия в военной сфере;
  • консультации с представителями Международного секретариата НАТО и Международного военного штаба НАТО по вопросам участия Республики Беларусь в программе «Партнерство ради мира»;
  • официальные визиты и рабочие встречи;
  • участие в заседаниях межправительственных и межведомственных рабочих органов по вопросам международного военного сотрудничества;
  • координационные совещания по актуальным вопросам международного военного сотрудничества;
  • совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки вооруженных сил;
  • участие в разработке и реализации целевых программ создания и развития объединенных (совместных) систем военного назначения;
  • участие в реализации совместных программ и проектов военно-технического сотрудничества;
  • совместные военно-научные исследования;
  • обучение (в том числе, переподготовка и повышение квалификации) военнослужащих в военных учебных заведениях, подготовка научных и научно-педагогических кадров;
  • обмен военно-научной, военно-правовой, военно-технической и другой информацией;
  • участие в формировании и развитии системы противодействия международному терроризму и иным современным вызовам и угрозам военного характера;
  • проведение совместных культурных, спортивных и других мероприятий;
  • информационное обеспечение развития военного сотрудничества;
  • проведение международных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров;
  • внедрение информационных технологий в процесс многоуровневого взаимодействия в военной сфере.

VI. Механизм реализации международного военного сотрудничества

Реализация настоящей Концепции осуществляется Министерством обороны Республики Беларусь, Генеральным штабом Вооруженных Сил, а также подчиненными им органами военного управления, организациями, учреждениями, иными структурными подразделениями Вооруженных Сил, с учетом разграничения их полномочий.
Международное военное сотрудничество осуществляется на условиях равноправного партнерства и равной ответственности всех участников военно-политического, военного, военно-технического и иных видов сотрудничества.
Основу реализации международного военного сотрудничества составляют межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры, соглашения, контракты, совместные программы и планы сотрудничества по вопросам военного и военно-технического сотрудничества, а также ежегодные планы и программы сотрудничества между Министерством обороны Республики Беларусь и военными ведомствами других государств.
Развитие и координацию двустороннего и многостороннего военного сотрудничества предусматривается осуществлять следующими путями:
  • выработка согласованных подходов к вопросам военной политики и военного строительства, нейтрализации источников военных угроз, обеспечения национальной и международной безопасности;
  • выполнение положений международных договоров, межгосударственных, межправительственных и межведомственных программ по вопросам международного военного сотрудничества;
  • совместная разработка, утверждение и исполнение межгосударственных (в части касающейся) и межведомственных целевых комплексных программ, обеспечивающих решение задач двустороннего и многостороннего военного сотрудничества и совершенствования системы национальной и международной безопасности;
  • объективный анализ развития международного военного сотрудничества на двусторонней и многосторонней основе и координация совместных усилий по его совершенствованию;
  • учет общих приоритетов сотрудничающих государств (международных организаций) и национальных интересов.

VII. Заключительные положения

Настоящая Концепция имеет целью повышение эффективности двустороннего и многостороннего взаимодействия Министерства обороны Республики Беларусь с соответствующими структурами других государств и международных организаций.
Обязательным условием эффективности сотрудничества является согласованность усилий сотрудничающих государств и их военных ведомств, направленных на ослабление уровня военных угроз, обеспечение военной безопасности в национальном, региональном и глобальном масштабах, поддержание необходимого военного потенциала.
В зависимости от уровня развития международного военного сотрудничества и изменений военно-политической обстановки в настоящую Концепцию могут быть внесены изменения и дополнения, призванные привести ее содержание в соответствие с требованиями времени.

Сотрудничество в рамках ОДКБ и СНГ

В 2011 г. проведено очередное заседание Совета министров обороны ОДКБ в Минске. В ходе заседания были приняты решения по составу и дислокации миротворческих контингентов, методическим рекомендациям по организации совместной оперативной подготовки в вооруженных силах, Положению о базовой организации в области исследования проблем военно-технического сотрудничества.
Кроме того, были обобщены расчеты вооружения, военной техники и имущества, необходимых для оснащения подразделений, выделенных в состав КСОР ОДКБ. Проводится дальнейшая работа по введению в оперативную готовность 103-й гвардейской омоббр.
Также осуществлялась системная работа по реализации Плана коалиционного военного строительства. Была расширена практика совместной подготовки военных кадров в профильных учебных заведениях государств-членов Организации. С участием белорусских представителей в сентябре 2011 года в Таджикистане прошел один из этапов стратегического учения по применению КСОР «Центр-2011».
Важным моментом сотрудничества стало выполнение нашим государством необходимых внутригосударственных процедур для вступления в силу международных договоров в отношении сил и средств системы коллективной безопасности Организации.
Концептуальной основой развития многостороннего сотрудничества в сфере обеспечения военной безопасности государств-участников СНГ стала принятая в истекшем году Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2015 года. Системное и поэтапное решение основных задач оборонного взаимодействия осуществлялось в ходе заседаний Совета министров обороны, Комитета начальников штабов вооруженных сил государств Содружества, а также других профильных рабочих органов.


Двустороннее сотрудничество и сотрудничество с международными организациями

В рамках функционирования целостной системы региональной безопасности вокруг Республики Беларусь продолжалась деятельность по достижению главной цели «пояса добрососедства» – снижению напряженности в регионе путем обеспечение транспарентности процессов строительства, развития и подготовки национальных вооруженных сил. В этой связи в 2011 году белорусской стороной были инициированы и проведены официальный визит Министра обороны Республики Беларусь в Украину, а также трехсторонняя встреча министров обороны Беларуси, Украины и России. Состоялись рабочие встречи в Минске с руководителями структурных подразделений оборонных ведомств Украины, Литвы и Польши, отвечающих за вопросы международного военного сотрудничества.
Кроме того, важными многосторонними мероприятиями явились:
  • многонациональное тактическое учение «Рэпид Трайдент-2011» (25 июля – 5 августа, Украина);
  • украинско-белорусско-российское тактическое учение миротворческих подразделений (3 – 8 октября, Украина);
  • сборы инженерных подразделений вооруженных сил Беларуси, Украины и России (11 – 17 июня, г. Минск).
Министерством обороны предпринимаются динамичные шаги для поддержания достигнутого уровня военного сотрудничества с сопредельными странами. Так, итогом двустороннего сотрудничества с Украиной явились совместная тренировка дежурных сил по вопросам противоздушной обороны, рабочие встречи по обмену опытом в области строительства военно-воздушных сил и миротворческой деятельности под эгидой ООН, направленные на развитие военно-научного и военно-технического сотрудничества.
Активными военными контактами с ФРГ, Литвой,  Польшей, Турецкой  Республикой была продолжена политика, направленная на расширение сотрудничества с западными государствами в военной сфере.
Военно-политическое сотрудничество с Североатлантическим альянсом было сосредоточено на дальнейшем выполнении Индивидуальной программы партнерства на 2010 – 2011 годы. Наиболее значимыми мероприятиями стали участие руководящего состава Вооруженных Сил в заседаниях, конференциях и симпозиумах Совета евроатлантического партнерства высокого уровня и программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПРМ). Помимо этого, в истекшем году белорусские представители проходили обучение на специализированных и лингвистических курсах НАТО.
Развитие отношений с Международным комитетом Красного креста способствовало дальнейшему повышению профессионального уровня военнослужащих в области международного гуманитарного права, а также его имплементации в нормативные правовые акты Министерства обороны.
Продолжилась реализация мероприятий по выполнению обязательств Республики Беларусь в рамках международных конвенций, в частности Проектов международной технической помощи «Ликвидация боеприпасов, содержащих мины типа ПФМ-1 в Республике Беларусь» и «Наращивание потенциала в области управления запасами легкого и стрелкового оружия и обеспечения их безопасного хранения». Данные проекты являются элементами практического сотрудничества Республики Беларусь с ООН и ОБСЕ.
Наиболее важными партнерами Республики Беларусь в Центральной и Юго-Восточной Азии традиционно являлись Китайская Народная Республика и Социалистическая Республика Вьетнам.
Основой белорусско-китайских взаимоотношений стали обмен визитами военных делегаций высоко уровня, совместная боевая подготовка войск, контакты в области военного образования, совершенствование двусторонней нормативно-правовой базы сотрудничества, сотрудничество в гуманитарной сфере.
Так, в конце мая 2011 года состоялся официальный визит в КНР начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь. В ходе визита был подписан ряд межведомственных документов.
Основными направлениями развития военного сотрудничества с Вьетнамом являлись взаимные визиты представителей вооруженных сил, обучение военнослужащих и сотрудничество в культурной сфере.  Ветераны Вооруженных Сил неоднократно принимали участие в торжественных мероприятия в Ханое.
Одним из важных направлений, где взаимоотношения в военной сфере продолжали развиваться на взаимовыгодных условиях, отмечается Ближневосточный регион. Существенно активизировалось сотрудничество с Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром. Дважды белорусская делегация высокого уровня приняла участие в работе международных оборонных выставок («IDEX – 2011» и «Дубай – 2011»). В ходе визитов состоялись встречи с руководством Генерального штаба Вооруженных Сил ОАЭ. Достигнуты договоренности по сотрудничеству в вопросах, представляющих взаимный интерес.
Состоялся рабочий визит в Республику Беларусь руководства Генерального штаба Вооруженных Сил Государства Катар. В ходе визита достигнуты договоренности о продолжении в наступившем году взаимодействия по вопросам совместной подготовки военнослужащих, а также проведения лингвистических курсов для белорусских военнослужащих в Катаре.


Миротворческая деятельность

В настоящее время миротворческая деятельность Республики Беларусь динамично развивается. В рамках этой области имеет место уже состоявшаяся практика участия военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь в миссии Временных Сил ООН в Ливане.
Данная миссия является начальным этапом подключения к миротворческой деятельности ООН и показателем стремления государства практически вносить вклад в развитие международного мира и безопасности, что укрепляет имидж Республики Беларусь как активного участника и субъекта международных отношений.
На сегодняшний день Ливан пока является единственным местом, где военнослужащие Вооруженных Сил могут получить практический опыт действий в операциях по поддержанию мира. Полученные нами знания, опыт и практические связи являются основой для создания системы решения вопросов по дальнейшему подключению Республики Беларусь к миротворческим миссиям под эгидой ООН или других международных организаций. Например, Секретариатом ООН направлено Республике Беларусь предложение принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в департаментах миротворческих операций и полевой поддержки Секретариата ООН. В настоящее время в Министерстве обороны проводится выработка предложений по данному вопросу.
В то же время работа государственных органов управления по подключению Республики Беларусь к участию в данной миссии способствовала получению внутригосударственного опыта в сфере разработки нормативной правовой базы, отбора и подготовки кандидатов для участия в миротворческих операциях.
Результаты практического выполнения мероприятий подключения к миротворческой деятельности свидетельствуют об их высокой эффективности. В связи с этим следует констатировать, что механизм участия белорусских представителей в миротворческих операциях успешно апробирован и данное направление сотрудничества становится одним из важных в военно-политической деятельности государства и Министерства обороны.