Накануне и в ходе встречи Главы государства с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом» поступил ряд обращений граждан по вопросам компетенции Министра обороны Республики Беларусь. К сожалению, некоторые граждане не указали свои контактные данные. Ответы на интересовавшие их вопросы публикуются на официальном сайте Министерства обороны.

Военно-медицинское обеспечение

По вопросам изменения требований к состоянию здоровья граждан и прохождения военной службы военнослужащими, информируем, что в соответствии с поручением Главы государства Министерством обороны совместно с Министерством здравоохранения проводится работа, направленная на уточнение диагностических критериев по некоторым классам заболеваний при проведении медицинского освидетельствования граждан при призыве на срочную военную службу.

При этом система отбора граждан по состоянию здоровья для прохождения срочной военной службы значительных изменений не претерпит.

Министерство обороны максимально заинтересовано в том, чтобы в Вооруженные Силы не был призван ни один гражданин, состояние здоровья которого не позволяет проходить военную службу.

По вопросу проверки состояния здоровья граждан, призываемых на срочную военную службу, службу в резерве, сообщаем, что в соответствии со статьей 34 Закона Республики Беларусь от 5 ноября
1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон) определены мероприятия призыва граждан на срочную военную службу, которыми также являются медицинское освидетельствование и медицинское обследование призывников.

Согласно статьи 38 Закона граждане, подлежащие призыву на военную службу, службу в резерве, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом, стоматологом, а при необходимости – врачами других специальностей. Для медицинского освидетельствования этих граждан привлекается средний медицинский персонал, а также могут привлекаться военные врачи-специалисты.

Медицинское освидетельствование граждан, призываемых на срочную военную службу, проводится путем изучения и оценки их состояния здоровья и физического развития на момент освидетельствования в целях определения категории годности к военной службе.

В соответствии с пунктами 48 и 49 Инструкции о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 2 ноября 2010 г. №44, до начала проведения медицинского освидетельствования в обязательном порядке запрашиваются по месту жительства призывников ряд сведений, в том числе сведения, характеризующие их состояние здоровья, а также проводятся лабораторные и диагностические исследования (общий анализ мочи и крови, ЭКГ-исследование, флюорографическое исследование органов грудной клетки).

Запрашиваемые сведения содержат необходимую информацию о призывнике, о результатах медицинского наблюдения за ним за определенный период времени, а также позволяют выявить лиц, признанных инвалидами, состоящих на учете в психоневрологических, наркологических, противотуберкулезных и других медицинских учреждениях, состоящих на учете за правонарушения, употребление наркотических, токсических веществ, алкоголя и другое.

В соответствии со статьей 38 Закона в случае, когда врачи-специалисты, проводящие медицинское освидетельствование призывников, не могут вынести заключение о категории годности к военной службе по состоянию здоровья, призывники направляются в государственные организации здравоохранения на медицинское обследование для установления диагноза заболевания.

В последующем врачи-специалисты, проводящие медицинское освидетельствование призывников, с учетом проведенного медицинского обследования в зависимости от степени нарушения функции органов и систем устанавливают призывнику клинико-функциональный диагноз и выносят заключение о категории годности к срочной военной службе.

Все граждане, направляемые, для прохождения срочной военной службы в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, проходят медицинское освидетельствование, а при необходимости – медицинское обследование.

По вопросам годности к военной службе по состоянию здоровья при добровольном поступлении на военную службу по контракту и оформления травмы, полученной при прохождении срочной военной службы, сообщаем, что медицинское освидетельствование граждан, отслуживших срочную военную службу и желающих поступить на военную службу по контракту, предварительно проводится врачебной комиссией с правами военно-врачебной комиссии военного комиссариата по месту жительства гражданина, а окончательное – военно-врачебной комиссией военной организации здравоохранения по территориальному принципу. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу по контракту на должности, замещаемые солдатами и сержантами, идентичны требованиям к состоянию здоровья граждан, призываемых на срочную военную службу.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на военную службу по контракту на должности, замещаемые прапорщиками и офицерами, ниже требований к состоянию здоровья граждан, призываемых на срочную военную службу.

В случае отсутствия у граждан после окончания срочной военной службы заболеваний, препятствующих поступлению на военную службу по контракту, они могут быть признаны по состоянию здоровья годными к поступлению на военную службу по контракту.

По вопросу оформления травмы, полученной в период военной службы, сообщаем, что нормативными правовыми актами Министерства обороны предусмотрено проведение служебного расследования по каждому факту травмы, полученной военнослужащим. По результатам служебного расследования делается вывод о связи полученной травмы с исполнением обязанностей военной службы, а при признании случая страховым, оформляются документы, необходимые для получения страховой суммы по факту травмы.

В последующем, после увольнения с военной службы при наличии последствий травмы решение о группе инвалидности и причинной связи инвалидности с военной службой устанавливаются медико- реабилитационными экспертными комиссиями по месту жительства гражданина, которые руководствуются военно-медицинскими документами, подтверждающими факт и обстоятельства получения травмы.

Для решения вопроса об оформлении травмы гражданину необходимо обратиться к командиру воинской части, в которой он проходил военную службу, для получения документов, подтверждающих факт и обстоятельства получения травмы.

По вопросу создания в областных центрах при военных организациях здравоохранения структурных подразделений для медицинского обследования, лечения, медицинской реабилитации и протезирования призывников, поясняем, что согласно законодательству о здравоохранении граждане имеют право на доступное медицинское обслуживание, в том числе путем предоставления им бесплатной медицинской помощи в государственных организациях здравоохранения, которое организовано по территориальному принципу, то есть по месту жительства, работы (учебы) граждан. При этом государственные организации здравоохранения обеспечивают оказание медицинской помощи гражданам в соответствии со своими лечебно-диагностическими возможностями на основании клинических протоколов, а в случае необходимости и по медицинским показаниям направляют их в иные государственные организации здравоохранения.

Законодательством предусмотрены мероприятия медицинского обеспечения подготовки граждан к военной службе, которые включают в себя проведение обязательных ежегодных диспансерных осмотров, лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий от момента первоначального приема на воинский учет и до призыва на срочную военную службу. Проведение указанных мероприятий также возложено на государственные организации здравоохранения и организовано по территориальному принципу (по месту жительства, работы (учебы) граждан).

В систему государственного здравоохранения входят военные организации здравоохранения, которые подчинены государственным органам, в которых предусмотрена военная служба. Данные организации создаются для оказания медицинской помощи и медицинского обслуживания граждан, на которых распространяется статус военнослужащих, а также некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Существующая система государственного регулирования оказания медицинской помощи гражданам, в том числе подлежащим призыву на срочную военную службу, в полной мере обеспечивает условия для сохранения, укрепления и восстановления их состояния здоровья и основана на единых требованиях, предусмотренных в клинических протоколах.

В настоящее время создание в областных центрах при военных организациях здравоохранения структурных подразделений для медицинского обследования, лечения, медицинской реабилитации и протезирования призывников нецелесообразно, а также не предусмотрено законодательными актами.

Улучшение жилищных условий

По вопросу обеспечения жильем ветеранов войны в Афганистане сообщаем, что право на улучшение жилищных условий по линии Министерства обороны имеют военнослужащие и члены их семей, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – учет нуждающихся) по месту военной службы.

Меры социальной защиты ветеранов боевых действий на территории других государств предусмотрены статьей 18 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О ветеранах», которые предусматривают повышение размеров пенсий и льготное налогообложение, получение государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений, предоставление жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда состоящим на учете и другие меры.

Вопросы улучшения жилищных условий ветеранов войны в Афганистане, не относящихся к числу военнослужащих, рассматриваются в местных исполнительных и распорядительных органах по месту их жительства.

По вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих, поясняем, что право на улучшение жилищных условий по линии Министерства обороны имеют военнослужащие и члены их семей, в том числе молодые офицеры, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – учет).

В соответствии со статьей 123 Жилищного кодекса Республики Беларусь учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту прохождения военной службы.

На учете в Вооруженных Силах состоит 10.074 военнослужащих, в том числе по городу Минску – 2.409.

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями осуществляется в порядке очередности по двум направлениям:

обеспечение жилыми помещениями государственного жилищного фонда (коммерческие жилые помещения и помещения в общежитиях) на период прохождения военной службы;

строительство частного жилья военнослужащими в составе организаций застройщиков и в порядке долевого участия.

Военнослужащие направляются на строительство жилья:

по Минску – 2006-2011 годы постановки на учет;

по другим городам – с 2005 по 2012 год постановки на учет.

Строительство осуществляется в установленном порядке в соответствии с очередностью постановки военнослужащего на учет нуждающихся.

Пенсионное и медикаментозное обеспечение лиц, уволенных с военной службы без права на пенсию за выслугу лет на условиях, установленных для военнослужащих

В связи с поэтапным увеличением продолжительности минимального страхового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по возрасту, и в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих, не имеющих права на пенсию за выслугу лет на условиях, установленных в законодательстве для военнослужащих, но прослуживших длительное время на военной службе, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». В соответствии с абзацем третьим подпункта 1.1 пункта 1 данного Указа гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении», не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), требования к минимальному страховому стажу для назначения трудовой пенсии по возрасту снижены с 20 до 10 лет.

Медикаментозное лечение военнослужащих, в том числе уволенных с военной службы по болезни, осуществляется на условиях, установленных для всех категорий граждан. В случае установления инвалидности приобретается право на льготы по лекарственному обеспечению, установленные в Законе Республики Беларусь от 14 июня 2007 года «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях; для отдельных категорий граждан». Если инвалидность будет связана с заболеванием, полученным в период военной службы, то он приобретет право на пенсию по инвалидности на условиях, установленных в законодательстве для военнослужащих. При этом объем предоставляемых социальных льгот, прав и гарантий, а также размер пенсии будут определяться в зависимости от группы и причинной связи инвалидности. Наиболее высокий уровень социальных льгот, прав, гарантий и пенсионного обеспечения установлен для военнослужащих, признанных инвалидами войны (инвалидами вследствие военной травмы).

Гарантии и компенсации гражданам, призванным на военные и специальные сборы

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон) воинская служба - особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

Статьей 5 Закона устанавливается приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении (приостановлении) гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.

Статус военнослужащего приобретается гражданами со дня начала состояния на военной службе и утрачивается со дня, следующего за днем окончания состояния на военной службе.

В соответствии со статьей 1 Закона военнообязанный – гражданин, состоящий в запасе Вооруженных Сил или других воинских формирований.

Статьей 70 Закона предусмотрено, что военнообязанные могут быть призваны на военные сборы.

Работникам, призванным на военные и специальные сборы, по месту их работы предоставляются гарантии и компенсации, установленные статьями 82-85, 101, 339 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК РБ).

В соответствии со статьей 339 TK РБ за военнообязанными, призванными на военные и специальные сборы, за все время сборов, включая следование к месту проведения сборов и обратно, если это связано с выездом с места жительства, сохраняется место работы (должность) и выплачивается средний заработок за все рабочие дни по месту работы.

Военнообязанные не могут быть уволены с работы по инициативе нанимателя со дня получения повестки о призыве до возвращения с военных и специальных сборов, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенной в другой местности, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 6 Закона индивидуальным предпринимателям, лицам, временно не работающим, а также безработным выплата компенсаций за период прохождения сборов осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами из расчета пятнадцати базовых величин за один месяц.

За период пребывания на военных и специальных сборах военнообязанным в зависимости от присвоенных им воинских званий, выплачивается денежное довольствие в размере от 8,39 до 16,58 рубля в месяц.

Служба в резерве – вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях, иных организациях Вооруженных Сил или транспортных войск Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Резервисты имеют статус военнослужащих, проходящих срочную военную службу, при нахождении на занятиях или учебных сборах, определяемых программами подготовки резервистов. Время нахождения резервистов на занятиях и учебных сборах засчитывается им в выслугу лет на военной службе для назначения пенсии, выплаты надбавки за выслугу лет на военной службе и в срок службы в присвоенном воинском звании, а также в стаж работы и стаж работы по специальности (в отрасли) в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 62 Закона работникам, проходящим службу в резерве, на время занятий и учебных сборов руководители организаций по месту их работы обязаны предоставлять кратковременные отпуска без сохранения заработной платы.

За резервистами в период прохождения занятий и учебных сборов сохраняется место работы (должность), место учебы. В этот период, резервисты не могут быть уволены по инициативе нанимателя, за исключением случаев ликвидации организации, а также отчислены из учреждения образования по инициативе руководителя учреждения образования.

Резервистам за время нахождения на занятиях и учебных сборах в воинских частях, в которых они проходят службу в резерве, выплачивается денежное довольствие в размере 29,25 рубля в месяц.

Вопросы пенсионного законодательства гражданского персонала не входят в компетенцию Министерства обороны. По данным вопросам следует обращаться в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (220004, г. Минск, пр-т Победителей, 23, к.2).

Возможность прохождения срочной военной службы женщинами

Поясняем, что в соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее - Закон) воинскую обязанность исполняют граждане мужского пола, годные по состоянию здоровья и физическому развитию к ее исполнению, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, политических и иных убеждений, а также граждане женского пола, отвечающие установленным требованиям и получившие подготовку по специальностям, необходимым для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Статьей 30 Закона определено, что призыву на срочную военную службу подлежат только граждане мужского пола. При этом представители женского пола могут проходить военную службу по контракту.

Кроме того, статьей 4 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 100-3 «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие женского пола пользуются социальными правами и гарантиями, связанными с охраной материнства и детства, установленными законодательством о прохождении военной службы. Таким образом, военнослужащие женского пола могут быть назначены не на все воинские должности. Перечни воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола в Вооруженных Силах, утверждены Министром обороны Республики Беларусь.

Упрощение требований для поступления в военные учебные заведения и спецназ

В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» граждане, изъявившие желание поступать в военные учебные заведения (далее - кандидаты), проходят профессиональный отбор.

Профессиональный отбор кандидатов проводится в целях определения их соответствия требованиям, предъявляемым к поступающим в военные учебные заведения, и заключается в определении степени профессиональной пригодности к военной службе и конкретной специальности (направлению специальности, специализации) в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В ходе профессионального отбора проверяется соответствие кандидатов требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, профессионально-психологическим показателям, физической подготовленности.

Упрощение определенных в законодательстве требований к кандидатам представляется нецелесообразным в связи с тем, что это приведет к профессиональной непригодности гражданина к обучению по конкретной специальности (направлению специальности, специализации) и прохождению военной службы по окончании обучения.

Лица при призыве на срочную военную службу, поступлении на военную службу по контракту в силы специальных операций Вооруженных Сил по своим морально-психологическим качествам должны соответствовать требованиям, предусмотренным Инструкцией о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора призывников в военных комиссариатах, утвержденной приказом Министра обороны Республики Беларусь от 24 августа 2017 г. № 1290, и должны обладать высоким или средним уровнем нервно-психологической устойчивости, умственных способностей, а также не иметь признаков отклоняющегося поведения, препятствующих отправке в войска.

Повышенные требования к военнослужащим сил специальных операций Вооруженных Сил предъявляются в связи со спецификой выполняемых ими задач, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой на организм, совершением прыжков с парашютом.

Снижение требований к состоянию здоровья и уровню морально-психологической устойчивости военнослужащих сил специальных операций Вооруженных Сил может привести к ухудшению качества выполнения возложенных задач, а также негативно отразиться на уровне заболеваемости и травматизма военнослужащих.

По указанным выше причинам внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты в части послабления требований для призыва граждан на срочную военную службу, поступления на военную службу по контракту в силы специальных операций Вооруженных Сил представляется нецелесообразным и не планируется.