Посадка на аэродромный участок дороги (видео)

Посадка на аэродромный участок дороги (видео)

Белорусские летчики в рамках совместного специального учения с силами и средствами технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, которое в эти дни проходит на территории нашей страны, отработали вопросы посадки на аэродромный участок дороги (АУД).

Самолеты Су-25, Як-130 и Л-39 успешно приземлились на автомобильную трассу М4 Минск – Могилёв с последующей их подготовкой к повторному вылету.

Посадка военных самолетов на аэродромный участок дороги – венец летного профессионализма. Ведь выполнение данного элемента является одним из самых сложных в авиации. Стоит отметить, что подобные мероприятия военно-воздушные силы нашей страны проводят с 2007 года.

Посадка на АУД для летчиков является важнейшим элементом повышения мастерства. К тому же немаловажным моментом является выработка психологической готовности выполнить боевую задачу в случае выполнения мероприятий по рассредоточению авиации. Сделать это непросто. Ведь автомобильный участок дороги не оборудован такой системой навигации, как аэродром. Да и находится, как правило, в лесном массиве. Сверху он напоминает узкую ленточку, на которую нужно с ювелирною точностью посадить многотонную машину.

А делать это белорусские летчики умеют. О качестве нашей военной летной школы говорит и то факт, что в прошлом году посадку на АУД, наряду с опытными пилотами, впервые совершил курсант 4-го курса авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь на учебно-тренировочном самолете Л-39. А 2016-м году белорусские летчики впервые на постсоветском пространстве ночью на АУД посадили штурмовик Су-25.

Стоит отметить, что для аэродромного участка дороги подходит не любой участок автомобильной трассы. В первую очередь, он должен быть прямолинейным, его технические характеристики соответствовать определенным параметрам. А толщина основания под покрытием больше, чем на обычном участке дороги, к тому же должны отсутствовать путепроводы и мосты. На АУД водители также не обнаружат разделительной полосы и привычных дорожных знаков.

Для того чтобы все прошло без сучка и задоринки, и воздушные асы смогли выполнить свою задачу, необходимо тщательно подготовить аэродромный участок дороги. Этим занимались специалисты из 83-го отдельного инженерно-аэродромного полка.

Сначала АУД дорабатывается в аэродромном отношении, укладываются аэродромные металлические плиты. Таким образом, готовится площадка для обслуживания самолетов. Там проводится их предполетная подготовка, дозаправка, заправка спецжидкостями, подвеска боекомплекта.

Особое внимание – обслуживанию дорожного полотна непосредственно перед посадкой самолетов. На дорогу наносится временная дорожная разметка, устанавливаются дневные ориентиры, обозначаются пороги и сама взлетно-посадочная полоса, производится очистка дорожного покрытия, его продувка (от пыли, мусора и грязи). Подготовка же АУД завершается контрольным проходом по нему специально обученного личного состава. Поверхность должна быть идеально ровной, без каких-либо изъянов.

…В тот августовский день автомобильный участок дороги М4 Минск – Могилёв словно замер. Не было на нем привычно снующих грузовиков и легковуших, не было и традиционных для этого времени вездесущих грибников. Трасса перекрыта практически с самого утра. Но тишина в ближайших окрестностях была только видимой. Все были в томительном ожидании.

Первым в небе появляется истребитель МиГ-29. Именно ему предстоит осуществлять авиационное прикрытие АУД от средств воздушного нападения противника. Самолет пилотирует военный летчик 1-го класса подполковник Михаил Скачко.

Затем посадку на АУД выполняют самолеты штурмовой авиационной базы Су-25, Як-130 и Л-39. В ходе полета экипажи выполняют маневрирование в полосе пролета зенитно-ракетных комплексов, отрабатывая приемы преодоления средств ПВО.

Примечательно, что среди летчиков, которые осуществили посадку на АУД, были и курсанты Военной академии Республики Беларусь Макар Голубцов и Виктор Клюшкин.

Летчиков со знаменательным событием поздравил Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант Виктор Хренин. Глава военного ведомства вручил белорусским пилотам ценные подарки.

Подполковник Александр Политаев, «Ваяр», фото Александра Стадуба