УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания организационного комитета по проведению республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»
16 августа 2024 г. № 1
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»
1. Общие положения
Республиканский конкурс «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» (далее – конкурс) проводится Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством обороны Республики Беларусь.
Координатором проведения конкурса является учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения». Мероприятия третьего (финального) этапа проводятся на базе учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь».
В проведении конкурса принимают участие должностные лица Министерства образования и Министерства обороны Республики Беларусь, структурных подразделений областных, районных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов областей
и районов, г. Минска, районных и областных организаций, Республиканского совета общественного объединения «Белорусский союз офицеров» (далее – ОО «БСО»).
Состав организационного комитета каждого из этапов конкурса утверждается:
на первом (районном) этапе – приказами руководителей структурных подразделений районных исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов районов (городов) и обособленных групп военных комиссариатов, районных организаций ОО «БСО»;
на втором (областном) этапе – приказами руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов областей
и г. Минска, областных и г. Минска ОО «БСО»;
на третьем (республиканском) этапе – приказом Министра
образования по согласованию с Министром обороны и Республиканским советом ОО «БСО».
2. Порядок проведения и участники конкурса
Конкурс в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию учреждения общего среднего образования» проводится в три этапа:
первый этап (сентябрь) – должностные лица структурных подразделений районных исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов районов (городов) и обособленных групп военных комиссариатов, районных организаций ОО «БСО» оценивают руководителей по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ) учреждений образования в районных центрах (городах областных центров, г. Минске);
второй этап (октябрь) – должностные лица структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия
в сфере образования, и военных комиссариатов областей
и г. Минска, областных и г. Минска организаций ОО «БСО» оценивают руководителей по ВПВ учреждений образования, которые победили в ходе проведения первого этапа конкурса. Для участия в третьем этапе конкурса представляется по одной кандидатуре лучшего руководителя по ВПВ
от областей и г. Минска;
третий (финальный) этап (ноябрь) – должностные лица Министерства образования, Министерства обороны и Республиканского совета ОО «БСО» оценивают руководителей по ВПВ учреждений образования, которые победили во втором этапе конкурса.
Конкурс в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию кадетского училища» проводится в один этап в ноябре одновременно с третьим (финальным) этапом конкурса
в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию учреждения общего среднего образования».
По итогам третьего (финального) этапа конкурса определяются
три лучших руководителя по ВПВ в каждой номинации.
Выписки из приказов и акты с приложением оценочной ведомости направляются в вышестоящие органы управления образованием
до 5 октября, Министерство образования и Министерство обороны (через главное управление идеологической работы Министерства обороны) – до 5 ноября.
На каждом из этапов конкурса проводятся следующие конкурсные мероприятия:
представление опыта собственной педагогической деятельности в должности служащего в течение учебного года (информация о работе участника конкурса по патриотическому воспитанию, формированию у обучающихся чувства верности конституционному долгу по защите Республики Беларусь, дисциплинированности, ответственности, выносливости, стремления к службе в воинских формированиях и военизированных организациях, взаимодействии участника конкурса по вопросам военно-патриотического воспитания с общественными объединениями (организациями), об организации и проведении участником конкурса мероприятий военно-патриотической направленности, о проведении и результативности профориентационной работы с обучающимися);
творческое самопредставление участника конкурса на сцене «Патриот земли белорусской»;
анкетирование;
иные конкурсные мероприятия, определяемые организационным комитетом соответственного этапа конкурса.
Материалы для участия в финальном этапе конкурса направляются в Министерство образования и Министерство обороны (через главное управление идеологической работы Министерства обороны) до 25 октября.
В ходе проведения конкурса деятельность руководителей по ВПВ
за прошедший учебный год оценивается непосредственно в учреждениях образования согласно приложению 1 по количеству полученных баллов с учетом вычета штрафных баллов.
Штрафные баллы могут начисляться за невыполнение пунктов, указанных в таблице, по решению проверяющих (до 20 баллов
за каждый пункт).
В ходе проведения конкурса руководители по ВПВ, участвующие
в конкурсе, представляют самопрезентацию «Патриот земли белорусской» (время выступления до 7 минут, допускается участие группы поддержки
из числа обучающихся до 5 человек). Самопрезентация должна включать основные практические результаты работы руководителя по ВПВ согласно пунктам 1-9 приложения 1 и оценивается в соответствии с критериями согласно приложению 2.
Председателю и членам комиссии по оценке работы руководителей по ВПВ предоставлено право начислять поощрительные баллы руководителям по ВПВ, использующим новые формы и методики проведения патриотических мероприятий (до 3 баллов за каждый пункт).
Победителем конкурса считается руководитель по ВПВ, набравший наибольшее количество баллов по итогам оценки деятельности непосредственно в учреждении образования, анкетирования и представленной самопрезентации. При равном количестве набранных баллов преимущество отдается руководителю по ВПВ, набравшему наименьшее количество штрафных баллов.
Результаты каждого этапа конкурса оформляются в виде актов
с приложением сводной ведомости и объявляются в приказах соответствующих должностных лиц.
На всех этапах конкурса постоянно осуществляется деятельность
по совершенствованию работы руководителей по ВПВ, базы военно-патриотического воспитания и устранению выявленных членами комиссий недостатков.
3. Поведение итогов и награждение
Результаты проведения конкурса объявляются в приказах:
первого и второго этапов – руководителей соответствующих структурных подразделений исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования;
итоги третьего (финального) этапа утверждаются приказом Министра образования по согласованию с Министром обороны.
На всех этапах конкурса допускается дополнительное поощрение руководителей по ВПВ согласно приказу военных комиссаров, Министра обороны, а также решению общественных объединений
ОО «БСО».
Учреждениям образования, руководители по ВПВ которых победили в каждой номинации конкурса, Министерство обороны осуществляет в первоочередном порядке передачу макетов стрелкового оружия.
Итоги конкурса публикуются в средствах массовой информации
и на официальных сайтах Министерства образования Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь.
4. Финансирование конкурса
Финансирование этапов конкурса осуществляют организаторы
в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Приложение 1
к Условиям проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»
КРИТЕРИИ
оценки результатов работы руководителей по ВПВ участников республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» (в двух номинациях)
Критерии оценки
|
Показатели оценки
(количество, наличие (+))
|
Поощрительный
(штрафной)
балл
|
1. Планирование работы руководителя по ВПВ:
|
1.1. наличие и качество отработки плана работы
|
+
|
20
|
1.2. наличие и качество аналитического отчета
о деятельности за предыдущий учебный год
|
+
|
30
|
2. Взаимодействие по вопросам военно-патриотического воспитания
с общественными организациями:
|
2.1. ветеранскими организациями:
|
ОО «БСО»
|
+
|
10
|
ОО «БСВВА»
|
+
|
10
|
иными (указать какими именно)
|
+
|
5
|
2.2. молодежными общественными объединениями:
|
ОО «БРПО»
|
+
|
10
|
ОО «БРСМ»
|
+
|
10
|
иными (указать какими именно)
|
+
|
5
|
3. Организация и проведение мероприятий военно-патриотической направ-ленности:
|
3.1. проведение воспитательных мероприятий военно-патриотической направ-ленности, в т.ч. с другими педагогами:
|
акций
|
|
х10
|
месячников (декад)
|
|
х10
|
митингов
|
|
х10
|
конференций
|
|
х10
|
тематических выставок
|
|
х10
|
спартакиад
|
|
х10
|
просмотров и обсуждений кинофильмов
|
|
х10
|
квест-игр (веб-квестов) патриотического содержания
|
|
х10
|
туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы
|
|
х10
|
дней воинской славы
|
|
х20
|
уроков мужества
|
|
х20
|
военно-патриотических игр
|
|
х20
|
создание аллей боевой славы в учреждениях образования
|
|
х20
|
создание интерактивных карт по памятным местам, посвященным историческим событиям
|
|
х20
|
мероприятий, посвященных вопросам увековечиванию памяти павших в борьбе
за освобождение Беларуси
|
|
х20
|
встреч с ветеранами и оказание им шефской помощи
|
|
х20
|
иных мероприятий (указать каких именно)
|
|
х10
|
3.2. взаимодействие в ходе проведения воспитательных мероприятий военно-патриотической направленности:
|
с педагогом-организатором
|
+
|
10
|
с педагогом социальным
|
+
|
10
|
с классными руководителями
|
+
|
10
|
с учителями физической культуры
|
+
|
10
|
с учителями истории и обществоведения
|
+
|
10
|
с библиотекарем
|
+
|
10
|
с руководителем музея
|
+
|
10
|
с педагогом-психологом
|
+
|
10
|
с представителями РГОО «ДОСААФ»
|
+
|
10
|
с представителями органов системы обеспечения национальной безопасности
|
+
|
10
|
с представителями воинских частей
|
+
|
20
|
с представителями военного комиссариата
|
+
|
20
|
3.3. количество проведенных экскурсий военно-патриотической направленности, охват участников
|
|
х10
|
3.4. количество мероприятий, проведенных
в шестой школьный день, охват участников
|
|
х3
|
3.5. количество призовых мест, занятых учащимися в мероприятиях военно-патриотической направленности в течение учебного года:
|
в районных мероприятиях
|
|
х2
|
в областных мероприятиях, г. Минске
|
|
х3
|
в республиканских мероприятиях
|
|
х4
|
3.6. уровень удовлетворенности обучающихся проводимой в учреждении образования работой по военно-патриотическому воспитанию (по результатам анкетирования):
|
удовлетворены полностью (80% и более)
|
+
|
200
|
в основном удовлетворены (до 80%)
|
+
|
100
|
не удовлетворены, так как мероприятия проводятся с низким качеством (50% и более)
|
+
|
200 (-)
|
4. Организация постоянных форм военно-патриотического воспитания:
|
4.1. наличие классов военно-патриотического профиля
|
+
|
20
|
4.2. количество учащихся, изъявивших желание обучаться в классах военно-патриотического профиля
|
|
х2
|
4.3. реализация учебных программ факультативных занятий военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества» и др.)
|
+
|
20
|
4.4. количество учащихся, освоивших содержание факультативных занятий военно-патриотической направленности
|
|
х2
|
4.5. наличие в учреждении образования военно-патриотических клубов, центров, научно-исследовательских обществ, объединений
по интересам патриотической (военно-патриотической) направленности
|
+
|
20
|
4.6. количество учащихся, посещающих военно-патриотические клубы, центры, научно-исследовательские общества, объединения
по интересам патриотической (военно-патриотической) направленности в учреждении образования и за его пределами
|
|
х2
|
5. Проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности:
|
5.1. количество проведенных встреч представителей учреждений образования,
в которых осуществляется обучение по военным специальностям, с учащимися
по вопросам поступления для обучения:
|
Военной академии
|
|
х5
|
Академии МВД
|
|
х5
|
Института ПС
|
|
х5
|
Университета ГЗМСЧ
|
|
х5
|
военных факультетов (военного института)
в учреждениях высшего образования Республики Беларусь
|
|
х5
|
5.2. количество выпускников, поступивших в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности (динамика за предыдущий год):
|
в Военную академию
|
|
х20
|
на военные факультеты (военный институт)
в учреждениях высшего образования Республики Беларусь
|
|
х10
|
в Академию МВД
|
|
х10
|
в Институт ПС
|
|
х10
|
в Университет ГЗМСЧ
|
|
х10
|
в иные учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности
|
|
х5
|
6. Формирование у учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования осознанного отношения к защите Отечества:
|
6.1. мероприятия с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, проведенные во взаимодействии с представителями учреждений образования,
в которых осуществляется обучение по военным специальностям (в т.ч., кадетских и суворовского училищ), воинских частей и военных комиссариатов:
|
количество посещений дней открытых дверей
|
|
х10
|
количество экскурсий в музеи и комнаты боевой славы (истории)
|
|
х10
|
количество проведенных мероприятий, приуроченных к памятным датам и профес-сиональным праздникам (торжественных, зрелищных и спортивных)
|
|
х5
|
количество проведенных реконструкции военных действий периода Великой Отечественной войны
в местах боевых сражений
|
|
х10
|
количество проведенных конкурсов патриоти-ческой песни
|
|
х10
|
7. Приписка обучающихся к призывным участкам, оказание помощи должностным лицам военных комиссариатов в отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности:
|
7.1. оформление личных дел допризывников
|
+
|
10
|
7.2. сопровождение прохождения медицинской комиссии допризывниками
|
+
|
10
|
7.3. выступление на общешкольных/классных родительских собраниях
|
|
х15
|
7.4. организация в каникулярный период с учащимися на базе воинских частей
и учреждений образования:
|
учебно-полевых сборов
|
|
х15
|
военно-патриотических лагерей
|
|
х10
|
оборонно-спортивных лагерей
|
|
х10
|
экскурсий
|
|
х5
|
8. Повышение профессиональной компетентности руководителя по ВПВ:
|
8.1. повышение квалификации в АПО, ИРО
и других учреждениях дополнительного образования взрослых в установленный срок
|
|
х10
|
8.2. участие в конференциях, семинарах (количество мероприятий)
|
|
х10
|
8.3. количество выступлений на конференциях
и семинарах
|
|
х20
|
8.4. участие в работе методических объединений (количество заседаний)
|
|
х10
|
8.5. выступления, проведенные мастер-классы
в ходе работы методических объединений (количество)
|
|
х20
|
9. Информационно-пропагандистская работа и информационная деятельность военно-патриотического воспитания:
|
9.1. наличие информационно-пропагандистской базы и информационных ресурсов военно-патриотического воспитания:
|
информационных стендов
|
+
|
20
|
вкладки (раздел, баннер) на сайте учреждения образования
|
+
|
10
|
страницы в социальных сетях/блога
|
+
|
20
|
учебно-методических комплексов
|
+
|
20
|
сборников материалов, тематических папок
|
+
|
10
|
9.2. периодичность размещения информации о проведенных мероприятиях
по военно-патриотическому воспитанию на Интернет-ресурсах и в социальных сетях:
|
не реже одного раза в неделю
|
+
|
30
|
не реже двух раз в месяц
|
+
|
20
|
не реже одного раза в месяц
|
+
|
10
|
не реже одного раза в квартал
|
+
|
5
|
9.3. количество публикации материалов о проведенных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию:
|
в районных СМИ
|
|
х10
|
в областных СМИ
|
|
х20
|
в республиканских СМИ
|
|
х30
|
9.4. освещение проведенных мероприятий по военно-патриотическому воспита-нию на:
|
каналах местного телевидения
|
+
|
10
|
каналах областного телевидения
|
+
|
20
|
телевизионных республиканских каналах
|
+
|
30
|
9.5. организация подписки на периодические издания силовых министерств
и ведомств:
|
Министерства обороны
|
+
|
10
|
Министерства внутренних дел
|
+
|
10
|
Министерства по чрезвычайным ситуациям
|
+
|
10
|
9.6. распространение среди учащихся информа-ционных материалов профориентационной направленности (буклеты, плакаты, календари, флаеры и т.д.)
|
+
|
10
|
Примечание:
В настоящем приложении применяются следующие сокращения:
Академия МВД – учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;
АПО – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;
Военная академия – учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь»;
Институт ПС – государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»;
ИРО – государственное учреждение образования «Институт развития образования»;
ОО «БРПО» – общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация»;
ОО «БРСМ» – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;
ОО «БСВВА» – общественное объединение «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане»;
ОО «БСО» – общественное объединение «Белорусский союз офицеров»;
РГОО «ДОСААФ» – республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь»;
СМИ – средства массовой информации;
Университет ГЗ МЧС – государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».
Приложение 2
к Условиям проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»
КРИТЕРИИ
оценки участников конкурса в самопрезентации «Патриот земли белорусской»
Критерии оценки
|
Количество баллов
|
Содержательность выступления, его структурированность
|
5
|
Обоснование актуальности решаемой задачи по военно-патриотическому воспитанию
|
5
|
Понимание важности сохранения исторической памяти, увековечения героев современной Беларуси, защитников Отечества и героев Великой Отечественной войны
|
5
|
Умение убеждать и управлять вниманием аудитории
|
5
|
Оригинальность, эстетичность подачи материала, творчество
|
5
|
Использование информационного контента
|
5
|
ИТОГО
|
30
|