Условия проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»

УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания организационного комитета по проведению республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»

                                                                    16 августа 2024 г. № 1

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»

1. Общие положения

Республиканский конкурс «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» (далее – конкурс) проводится Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством обороны Республики Беларусь.

Координатором проведения конкурса является учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения». Мероприятия третьего (финального) этапа проводятся на базе учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь».

В проведении конкурса принимают участие должностные лица Министерства образования и Министерства обороны Республики Беларусь, структурных подразделений областных, районных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов областей
и районов, г. Минска, районных и областных организаций, Республиканского совета общественного объединения «Белорусский союз офицеров» (далее – ОО «БСО»).

Состав организационного комитета каждого из этапов конкурса утверждается:

на первом (районном) этапе – приказами руководителей структурных подразделений районных исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов районов (городов) и обособленных групп военных комиссариатов, районных организаций ОО «БСО»;

на втором (областном) этапе – приказами руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов областей
и г. Минска, областных и г. Минска ОО «БСО»;

на третьем (республиканском) этапе – приказом Министра

образования по согласованию с Министром обороны и Республиканским советом ОО «БСО».

2. Порядок проведения и участники конкурса

Конкурс в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию учреждения общего среднего образования» проводится в три этапа:

первый этап (сентябрь) – должностные лица структурных подразделений районных исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и военных комиссариатов районов (городов) и обособленных групп военных комиссариатов, районных организаций ОО «БСО» оценивают руководителей по военно-патриотическому воспитанию (далее – руководитель ВПВ) учреждений образования в районных центрах (городах областных центров, г. Минске);

второй этап (октябрь) – должностные лица структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия
в сфере образования, и военных комиссариатов областей
и г. Минска, областных и г. Минска организаций ОО «БСО» оценивают руководителей по ВПВ учреждений образования, которые победили в ходе проведения первого этапа конкурса. Для участия в третьем этапе конкурса представляется по одной кандидатуре лучшего руководителя по ВПВ
от областей и г. Минска;

третий (финальный) этап (ноябрь) – должностные лица Министерства образования, Министерства обороны и Республиканского совета ОО «БСО» оценивают руководителей по ВПВ учреждений образования, которые победили во втором этапе конкурса.

Конкурс в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию кадетского училища» проводится в один этап в ноябре одновременно с третьим (финальным) этапом конкурса
в номинации «Лучший руководитель по военно-патриотическому воспитанию учреждения общего среднего образования».

По итогам третьего (финального) этапа конкурса определяются
три лучших руководителя по ВПВ в каждой номинации.

Выписки из приказов и акты с приложением оценочной ведомости направляются в вышестоящие органы управления образованием
до 5 октября, Министерство образования и Министерство обороны (через главное управление идеологической работы Министерства обороны) –              до 5 ноября.

На каждом из этапов конкурса проводятся следующие конкурсные мероприятия:

представление опыта собственной педагогической деятельности в должности служащего в течение учебного года (информация о работе участника конкурса по патриотическому воспитанию, формированию у обучающихся чувства верности конституционному долгу по защите Республики Беларусь, дисциплинированности, ответственности, выносливости, стремления к службе в воинских формированиях и военизированных организациях, взаимодействии участника конкурса по вопросам военно-патриотического воспитания с общественными объединениями (организациями), об организации и проведении участником конкурса мероприятий военно-патриотической направленности, о проведении и результативности профориентационной работы с обучающимися);

творческое самопредставление участника конкурса на сцене «Патриот земли белорусской»;

анкетирование;

иные конкурсные мероприятия, определяемые организационным комитетом соответственного этапа конкурса.

Материалы для участия в финальном этапе конкурса направляются в Министерство образования и Министерство обороны (через главное управление идеологической работы Министерства обороны) до 25 октября.

В ходе проведения конкурса деятельность руководителей по ВПВ
за прошедший учебный год оценивается непосредственно в учреждениях образования согласно приложению 1 по количеству полученных баллов с учетом вычета штрафных баллов.

Штрафные баллы могут начисляться за невыполнение пунктов, указанных в таблице, по решению проверяющих (до 20 баллов
за каждый пункт).

В ходе проведения конкурса руководители по ВПВ, участвующие
в конкурсе, представляют самопрезентацию «Патриот земли белорусской» (время выступления до 7 минут, допускается участие группы поддержки
из числа обучающихся до 5 человек). Самопрезентация должна включать основные практические результаты работы руководителя по ВПВ согласно пунктам 1-9 приложения 1 и оценивается в соответствии с критериями согласно приложению 2.

Председателю и членам комиссии по оценке работы руководителей по ВПВ предоставлено право начислять поощрительные баллы руководителям по ВПВ, использующим новые формы и методики проведения патриотических мероприятий (до 3 баллов за каждый пункт).

Победителем конкурса считается руководитель по ВПВ, набравший наибольшее количество баллов по итогам оценки деятельности непосредственно в учреждении образования, анкетирования и представленной самопрезентации. При равном количестве набранных баллов преимущество отдается руководителю по ВПВ, набравшему наименьшее количество штрафных баллов.

Результаты каждого этапа конкурса оформляются в виде актов
с приложением сводной ведомости и объявляются в приказах соответствующих должностных лиц.

На всех этапах конкурса постоянно осуществляется деятельность
по совершенствованию работы руководителей по ВПВ, базы военно-патриотического воспитания и устранению выявленных членами комиссий недостатков.

3. Поведение итогов и награждение

Результаты проведения конкурса объявляются в приказах:

первого и второго этапов – руководителей соответствующих структурных подразделений исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования;

итоги третьего (финального) этапа утверждаются приказом Министра образования по согласованию с Министром обороны.

На всех этапах конкурса допускается дополнительное поощрение руководителей по ВПВ согласно приказу военных комиссаров, Министра обороны, а также решению общественных объединений
ОО «БСО».

Учреждениям образования, руководители по ВПВ которых победили в каждой номинации конкурса, Министерство обороны осуществляет в первоочередном порядке передачу макетов стрелкового оружия.

Итоги конкурса публикуются в средствах массовой информации
и на официальных сайтах Министерства образования Республики Беларусь и Министерства обороны Республики Беларусь.

4. Финансирование конкурса

Финансирование этапов конкурса осуществляют организаторы
в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Приложение 1

к Условиям проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»

КРИТЕРИИ

оценки результатов работы руководителей по ВПВ участников республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию» (в двух номинациях)

Критерии оценки

Показатели оценки

(количество, наличие (+))

Поощрительный

(штрафной)

балл

1. Планирование работы руководителя по ВПВ:

1.1. наличие и качество отработки плана работы

+

20

1.2. наличие и качество аналитического отчета
о деятельности за предыдущий учебный год

+

30

2. Взаимодействие по вопросам военно-патриотического воспитания
с общественными организациями:

2.1. ветеранскими организациями:

ОО «БСО»

+

10

ОО «БСВВА»

+

10

иными (указать какими именно)

+

5

2.2. молодежными общественными объединениями:

ОО «БРПО»

+

10

ОО «БРСМ»

+

10

иными (указать какими именно)

+

5

3. Организация и проведение мероприятий военно-патриотической направ-ленности:

3.1. проведение воспитательных мероприятий военно-патриотической направ-ленности, в т.ч. с другими педагогами:

акций


х10

месячников (декад)


х10

митингов


х10

конференций


х10

тематических выставок


х10

спартакиад


х10

просмотров и обсуждений кинофильмов


х10

квест-игр (веб-квестов) патриотического содержания


х10

туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы


х10

дней воинской славы


х20

уроков мужества


х20

военно-патриотических игр


х20

создание аллей боевой славы в учреждениях образования


х20

создание интерактивных карт по памятным местам, посвященным историческим событиям


х20

мероприятий, посвященных вопросам увековечиванию памяти павших в борьбе
за освобождение Беларуси


х20

встреч с ветеранами и оказание им шефской помощи


х20

иных мероприятий (указать каких именно)


х10

3.2. взаимодействие в ходе проведения воспитательных мероприятий военно-патриотической направленности:

с педагогом-организатором

+

10

с педагогом социальным

+

10

с классными руководителями

+

10

с учителями физической культуры

+

10

с учителями истории и обществоведения

+

10

с библиотекарем

+

10

с руководителем музея

+

10

с педагогом-психологом

+

10

с представителями РГОО «ДОСААФ»

+

10

с представителями органов системы обеспечения национальной безопасности

+

10

с представителями воинских частей

+

20

с представителями военного комиссариата

+

20

3.3. количество проведенных экскурсий военно-патриотической направленности, охват участников


х10

3.4. количество мероприятий, проведенных
в шестой школьный день, охват участников


х3

3.5. количество призовых мест, занятых учащимися в мероприятиях военно-патриотической направленности в течение учебного года:

в районных мероприятиях


х2

в областных мероприятиях, г. Минске


х3

в республиканских мероприятиях


х4

3.6. уровень удовлетворенности обучающихся проводимой в учреждении образования работой по военно-патриотическому воспитанию (по результатам анкетирования):

удовлетворены полностью (80% и более)

+

200

в основном удовлетворены (до 80%)

+

100

не удовлетворены, так как мероприятия проводятся с низким качеством (50% и более)

+

200 (-)

4. Организация постоянных форм военно-патриотического воспитания:

4.1. наличие классов военно-патриотического профиля

+

20

4.2. количество учащихся, изъявивших желание обучаться в классах военно-патриотического профиля


х2

4.3. реализация учебных программ факультативных занятий военно-патриотической направленности («Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества» и др.)

+

20

4.4. количество учащихся, освоивших содержание факультативных занятий военно-патриотической направленности


х2

4.5. наличие в учреждении образования военно-патриотических клубов, центров, научно-исследовательских обществ, объединений
по интересам патриотической (военно-патриотической) направленности

+

20

4.6. количество учащихся, посещающих военно-патриотические клубы, центры, научно-исследовательские общества, объединения
по интересам патриотической (военно-патриотической) направленности в учреждении образования и за его пределами


х2

5. Проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в учреждениях образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности:

5.1. количество проведенных встреч представителей учреждений образования,
в которых осуществляется обучение по военным специальностям, с учащимися
по вопросам поступления для обучения:

Военной академии


х5

Академии МВД


х5

Института ПС


х5

Университета ГЗМСЧ


х5

военных факультетов (военного института)
в учреждениях высшего образования Республики Беларусь


х5

5.2. количество выпускников, поступивших в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности (динамика за предыдущий год):

в Военную академию


х20

на военные факультеты (военный институт)
в учреждениях высшего образования Республики Беларусь


х10

в Академию МВД


х10

в Институт ПС


х10

в Университет ГЗМСЧ


х10

в иные учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности


х5

6. Формирование у учащихся учреждений общего среднего и профессионального образования осознанного отношения к защите Отечества:

6.1. мероприятия с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, проведенные во взаимодействии с представителями учреждений образования,
в которых осуществляется обучение по военным специальностям (в т.ч., кадетских и суворовского училищ), воинских частей и военных комиссариатов:

количество посещений дней открытых дверей


х10

количество экскурсий в музеи и комнаты боевой славы (истории)


х10

количество проведенных мероприятий, приуроченных к памятным датам и профес-сиональным праздникам (торжественных, зрелищных и спортивных)


х5

количество проведенных реконструкции военных действий периода Великой Отечественной войны
в местах боевых сражений


х10

количество проведенных конкурсов патриоти-ческой песни


х10

7. Приписка обучающихся к призывным участкам, оказание помощи должностным лицам военных комиссариатов в отборе юношей для поступления в учреждения образования государственных органов системы обеспечения национальной безопасности:

7.1. оформление личных дел допризывников

+

10

7.2. сопровождение прохождения медицинской комиссии допризывниками

+

10

7.3. выступление на общешкольных/классных родительских собраниях


х15

7.4. организация в каникулярный период с учащимися на базе воинских частей
и учреждений образования:

учебно-полевых сборов


х15

военно-патриотических лагерей


х10

оборонно-спортивных лагерей


х10

экскурсий


х5

8. Повышение профессиональной компетентности руководителя по ВПВ:

8.1. повышение квалификации в АПО, ИРО
и других учреждениях дополнительного образования взрослых в установленный срок


х10

8.2. участие в конференциях, семинарах (количество мероприятий)


х10

8.3. количество выступлений на конференциях
и семинарах


х20

8.4. участие в работе методических объединений (количество заседаний)


х10

8.5. выступления, проведенные мастер-классы
в ходе работы методических объединений (количество)


х20

9. Информационно-пропагандистская работа и информационная деятельность военно-патриотического воспитания:

9.1. наличие информационно-пропагандистской базы и информационных ресурсов военно-патриотического воспитания:

информационных стендов

+

20

вкладки (раздел, баннер) на сайте учреждения образования

+

10

страницы в социальных сетях/блога

+

20

учебно-методических комплексов

+

20

сборников материалов, тематических папок

+

10

9.2. периодичность размещения информации о проведенных мероприятиях
по военно-патриотическому воспитанию на Интернет-ресурсах и в социальных сетях:

не реже одного раза в неделю

+

30

не реже двух раз в месяц

+

20

не реже одного раза в месяц

+

10

не реже одного раза в квартал

+

5

9.3. количество публикации материалов о проведенных мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию:

в районных СМИ


х10

в областных СМИ


х20

в республиканских СМИ


х30

9.4. освещение проведенных мероприятий по военно-патриотическому воспита-нию на:

каналах местного телевидения

+

10

каналах областного телевидения

+

20

телевизионных республиканских каналах

+

30

9.5. организация подписки на периодические издания силовых министерств
и ведомств:

Министерства обороны

+

10

Министерства внутренних дел

+

10

Министерства по чрезвычайным ситуациям

+

10

9.6. распространение среди учащихся информа-ционных материалов профориентационной направленности (буклеты, плакаты, календари, флаеры и т.д.)

+

10

Примечание:

В настоящем приложении применяются следующие сокращения:

Академия МВД – учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;

АПО – государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»;

Военная академия – учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь»;

Институт ПС – государственное учреждение образования «Институт пограничной службы Республики Беларусь»;

ИРО – государственное учреждение образования «Институт развития образования»;

ОО «БРПО» – общественное объединение «Белорусская республиканская пионерская организация»;

ОО «БРСМ» – общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи»;

ОО «БСВВА» – общественное объединение «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане»;

ОО «БСО» – общественное объединение «Белорусский союз офицеров»;

РГОО «ДОСААФ» – республиканское государственно-общественное объединение «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь»;

СМИ – средства массовой информации;

Университет ГЗ МЧС – государственное учреждение образования «Университет гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

Приложение 2

к Условиям проведения республиканского конкурса «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию»

КРИТЕРИИ

оценки участников конкурса в самопрезентации «Патриот земли белорусской»

Критерии оценки

Количество баллов

Содержательность выступления, его структурированность

5

Обоснование актуальности решаемой задачи по военно-патриотическому воспитанию

5

Понимание важности сохранения исторической памяти, увековечения героев современной Беларуси, защитников Отечества и героев Великой Отечественной войны

5

Умение убеждать и управлять вниманием аудитории

5

Оригинальность, эстетичность подачи материала, творчество

5

Использование информационного контента

5

ИТОГО

30