Армия белорусского народа. К 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь

СТРОИТЕЛЬСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ: НОВАЯ ЭРА 2018  2023 ситуации пилоты смогли найти пятачок в густонаселенном рай- оне и направили самолет как раз между домов. Родные и те, кто близко знал летчиков, убеждены, что по-другому они поступить не могли. В конце октября 2021 года главное следственное управление Следственного комитета Республики Беларусь завершило рас- следование уголовного дела по факту авиационной катастрофы самолета Як-130. В ходе следствия было установлено, что 19 мая 2021 года на аэродроме Барановичи выполнялись учебно-тренировочные полеты. Группа из четырех самолетов Як-130, в состав кото- рой входил экипаж гвардии майора Андрея Ничипорчика, вы- полнила взлет с аэродрома базирования и дальнейший полет в составе звена в направлении аэродрома Барановичи. После выполнения задания в составе группы командир воздушного судна гвардии майор Андрей Ничипорчик по команде веду- щего приступил к одиночному высшему пилотажу на малых высотах над аэродромом. В процессе выполнения самолетом виража бортовая система объективного контроля начала регистрировать сигналы об от- казах датчиков, вычислителей и приводов комплексной системы управления, а также стабилизатора воздушного судна. С этого момента прекратилось исправное управление самолетом. В связи с возникшей угрозой жизни экипажу самолета по радиосвязи неоднократно были поданы команды на аварий- ное покидание воздушного судна. Вся ситуация развивалась в течение 40 секунд. Пилоты до последнего момента пытались увести самолет от города. Решение катапультироваться приня- ли за доли секунды до трагедии, убедившись, что траектория падения самолета находится вне жилых домов. От полученных при крушении травм оба пилота скончались на месте. Следователи совместно с комиссией Министерства оборо- ны Республики Беларусь провели кропотливую работу по уста- новлению обстоятельств произошедшей трагедии: допрошены более 100 лиц, изучена эксплуатационная и техническая доку- ментация самолета. Тщательно проанализированы переговоры летчиков и диспетчеров, видеозаписи произошедшего, получе- ны заключения экспертиз. Из материалов уголовного дела: «В ходе следствия досто- верно установлено, что командиром экипажа самолета Як 130 Андреем Ничипорчиком, летчиком Никитой Куконенко, ли- цами из числа инженерно-технического состава, производив- шими обслуживание и подготовку самолета, а также лицами, ответственными за организацию, обеспечение и руководство полетами, нарушений правил полетов и подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, Гвардии майор НИЧИПОРЧИК Андрей Владимирович Родился 17 октября 1987 года в Поставах Витебской области. Окончил авиационный факультет Во- енной академии Республики Беларусь. Летчик 1‑го класса. Освоил самолеты Як-52, Л-39, Су-25, Як-130. С 2016 года—командир звена учебно-боевой эскадрильи на Як-130. За образцовое исполнение служеб- ных обязанностей награжден медалью «За безупречную службу» III степени. Гвардии лейтенант КУКОНЕНКО Никита Борисович Родился 18 сентября 1998 года в Полоцке Витебской области. ВыпускникПолоцкого кадетского учи- лища. Окончил авиационный факультет Военной академии Республики Беларусь. Освоил самолетыЯк-52, Л-39 и Як-130. С 2020 года — летчик звена учебно-боевой эскадрильи на Як 130. 317

RkJQdWJsaXNoZXIy OTM4Mjc=