Армия белорусского народа. К 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь
121 ПослеВоеннАя ИсторИя 1946 1991 ра, ужесточением требовательности к офицерскому составу, главным образом среднего звена. «Тем не менее, уже сегодня ясно, — писал А. И. Владимиров, — что нужны и меры организационного, экономического, юридического порядка, принципиально иные подходы практически во всех сферах деятельности войск. Нужны люди, спо- собные мыслить по-новому, нестандартно, работать современными методами». Генерал армии М. А. Гареев отмечал, что ему лично, будучи в должности за- местителя начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР по науке пришлось спасать генерала А. И. Владимирова, пытавшегося достучаться до «сильных мира сего». Дело в том, что «голос войск» оказался мощным призывом к глубоким изменениям, хотя и давно назревшим, но так и не понятым высшим военным руководством государства. Следует признать, что многие положения работы А. И. Владимирова доста- точно актуальны и сегодня. Это касается идей повышения самостоятельности дивизионного звена и расширения его прав, планирования боевой подготовки, тылового и технического обеспечения и, конечно, взглядов на проблему поддер- жания и укрепления воинской дисциплины. Именно в 1980-е годы генерал А. И. Владимиров открыто сказал о том, о чем думали тысячи офицеров, несущих бремя высочайшей ответственности за правопорядок в подчиненных воинских частях. «Нужно не наказывать, а поощ- рять командиров, которые сами выявляют нарушителей, честно докладывают и немедленно принимают меры, умело используют силу закона и общественно- го воздействия. Надо честно признаться, что лучше идти этим путем. Пойти на временное ухудшение статистики, но зато через несколько лет у нас не будет казарменных хулиганов». Безусловно, являются актуальными и сегодня концептуальные идеи по орга- низации военной реформы генерала армии М. А. Гареева. Он в 1991 году справедливо отмечал недостатки представленных проектов реформы, в особенности проекта группы депутатов, в которых речь шла в ос- новном о некоторых вопросах реорганизации Вооруженных Сил. В то время как реформа должна предусматривать коренную реорганизацию всей системы обо- роны страны и не ограничиваться только рамками армии и флота. «Проводимые сокращение Вооруженных Сил и другие мероприятия очень важны, но они не являются реформой в целом, тем более что все они пока не подчинены единой идее. Радикальное преобразование системы оборонного строительства не может базироваться на общих призывах и требованиях к обо- роне страны. Мы должны отдавать себе отчет, что в настоящее время преобла- дают тенденции, способствующие не повышению, а понижению качественных показателей в строительстве Вооруженных Сил. Самая важная и трудная задача в том, чтобы найти способы преодоления этих негативных явлений… В част- ности, при определении этапов военной реформы предусмотреть конкретные меры по повышению качественных параметров (сейчас они там даже не упоми- наются)», — писал М. А. Гареев. Распад СССР не привел к ликвидации Вооруженных Сил. Их структурные элементы сохранились, перейдя под юрисдикцию образовавшихся суверенных государств.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy OTM4Mjc=