Армия белорусского народа. К 105-летию Вооруженных Сил Республики Беларусь

117 ПослеВоеннАя ИсторИя 1946 1991 В-третьих , всесторонне и глубоко демократизировать уклад воинской жиз- ни, радикально изменить к лучшему материальное положение всех категорий военнослужащих и членов их семей. Реформой предусматривался резкий поворот в сторону радикального повы- шения уровня профессионализма военных кадров и всего личного состава. В комплектовании Вооруженных Сил наиболее приемлемым был признан смешанный, обязательно-контрактный принцип. Обеспечение правовых и социальных гарантий военнослужащих, демокра- тизация военно-судебных отношений являлись принципиально новым для оте- чественной практики направлением деятельности военного ведомства. Однако реформа, задуманная и начатая в конце 1980 — начале 1990-х годов, не состоялась, точнее — была прервана. И главная причина этого — в недостаточном осознании того факта, что в современных условиях военную реформу нельзя свести только к реформирова- нию Вооруженных Сил. Тем более в условиях серьезной трансформации обще- ства, которая происходила в конце 1980-х годов. Не случайно в проекте концепции военной реформы среди условий ее про- ведения указывалось на кризисное состояние экономики страны, снижение плановой, трудовой и производственной дисциплины, глубокое расстройство государственных финансов. При этом отмечалось, что националистические и сепаратистские настроения усиливают центробежные процессы и внутриполи- тическую нестабильность. Вместе с тем опыт незавершенной в начале 1990-х годов реформы позво- ляет извлечь ряд важных уроков.

RkJQdWJsaXNoZXIy OTM4Mjc=