Закрыть Орган принятия

Беларусь - НАТО

Сотрудничество Вооруженных Сил Республики Беларусь  с Североатлантическим альянсом имеет давнюю историю. Еще в 1995 году Беларусь присоединилась к программе «Партнерство ради мира». А с апреля 1998 года наша страна имеет собственное дипломатическое представительство при НАТО.

Сегодня Республика Беларусь участвует в Процессе планирования и оценки сил программы НАТО «Партнерство ради мира» (ПАРП), который считается одним из ее основных инструментов. ПАРП базируется на опыте, приобретенном блоком НАТО в ходе оборонного планирования, и имеет две ключевые цели:

1) ознакомить партнеров с механизмом оборонного планирования НАТО;

2) добиться оперативной совместимости действий между партнерами и НАТО для проведения боевой подготовки, учений и операций во взаимодействии с силами альянса.

Основными принципами ПАРП являются, во‑первых, право партнеров самостоятельно определять масштабы и темпы сближения с НАТО и работы в Процессе, во‑вторых, каждое государство строит отношения с альянсом отдельно, по формуле «НАТО + 1». Благодаря такому подходу Процесс планирования и оценки сил позволяет учитывать особенности ситуаций, складывающихся в каждой отдельной стране-партнере и ее вооруженных силах.

Страны, участвующие в ПАРП, на добровольной основе определяют и выделяют силы, предназначенные для подготовки и дальнейшей совместной деятельности с НАТО. Процесс планирования и оценки сил дает возможность выявить потребности в реформировании и дополнительной подготовке сил и средств, выделенных партнерами для участия в программе «Партнерство ради мира».

Главная цель — сделать силы и средства стран-партнеров совместимыми и способными действовать на одном уровне с силами НАТО в случае проведения совместных операций по поддержанию мира, оказанию гуманитарной помощи, поиску и спасению.

Развитие военного сотрудничества с НАТО как основная задача ПАРП достигается путем проведения совместного военного планирования, разного рода учений, а также осуществления подготовки военнослужащих. Кроме того, ПАРП предлагает механизм более широкого обмена информацией между странами НАТО и участниками программы «Партнерство ради мира» по вопросам оборонного и бюджетного планирования.

Страны — партнеры Процесса планирования и оценки сил составляют свою программу по достижению оперативной совместимости на определенный период (цикл ПАРП). Анализ и отчетность осуществляется путем составления ряда документов и проведения отдельных консультативных мероприятий:

1. Обзор ПАРП. Страны-партнеры самостоятельно в соответствии с утвержденным графиком готовят и представляют в НАТО обзор (оценку) оперативной совместимости своих сил, выделенных для действий в рамках «Партнерства ради мира». В дальнейшем обзор подвергается анализу и выносится на обсуждение в рамках Военно-политического руководящего комитета НАТО по формуле «НАТО + 1».

2. Оценочный документ ПАРП — обобщенный документ НАТО. Составляется на основе информации, представленной страной-участницей в виде «Обзора ПАРП» и результатов совместных консультаций в формате Военно-политического руководящего комитета НАТО.

3. Консультации с отдельными партнерами в формате Военно-политического руководящего комитета НАТО по формуле «НАТО + 1». Проводятся с целью обсуждения «Обзоров ПАРП» и соответствующих разделов «Оценочного документа ПАРП». Итоговая информация, одобренная одновременно НАТО и страной-партнером, в дальнейшем используется для составления «Обобщенного доклада по результатам реализации ПАРП» за прошедший цикл.

4. «Обобщенный доклад по результатам реализации ПАРП» — обобщенный документ, разрабатываемый НАТО на основании консультаций, проведенных с партнерами, и одобряемый в рамках заседания Совета евроатлантического партнерства на уровне министров обороны. В этом документе отражены результаты работы стран-партнеров по достижению оперативной совместимости выделенных подразделений и сил за прошедший цикл. Кроме обобщенных результатов ПАРП, данный документ включает в себя также рекомендации и предложения для нового цикла Процесса.

В настоящее время в ПАРП участвуют 18 из 22 стран — участниц программы НАТО «Партнерство ради мира». Республика Беларусь подала заявку на присоединение к ПАРП 19 января 2004 года в форме передачи в штаб-квартиру НАТО ответа на II часть Обзора оперативной совместимости в рамках ПРМ.

В январе 2006 года Беларусь и Организация Североатлантического договора утвердили первый пакет целей партнерства, содержащий 21 цель (9 общих, 7 сухопутных, 5 военно-воздушных), а также Оценочный документ ПАРП. Это позволило завершить процедуру присоединения нашей страны к ПАРП. В  2014 году был утвержден новый пакет целей партнерства, включающий в себя 18 целей (6 общих, 8 сухопутных, 4 военно-воздушных).

Для участия в ПАРП Республика Беларусь заявила следующие силы и средства:

— миротворческая рота;

— до 15 офицеров для работы в составе многонациональных штабов;

— военно-транспортный самолет Ил‑76МД;

— 7 медиков (хирургов и травматологов);

— 1 передвижной госпиталь категории «Role 1+» (для мед­обеспечения национальных развернутых подразделений).

— многофункциональный взвод РХБЗ;

— группа специалистов по военно-гражданскому взаимодействию.

Главным координирующим органом процесса достижения целей партнерства является управление международного военного сотрудничества Министерства обороны.

В рамках выполнения целей партнерства ПАРП регулярно проводится подготовка заявленного личного состава на территории Беларуси. Включая учебно-полевые сборы с постоянным и переменным составом миротворческой роты 103‑й гвардейской отдельной мобильной бригады, а также обучение белорусских военнослужащих на курсах по изучению английского языка и основ миротворческой деятельности в Военной академии Республики Беларусь. Кроме того, представители Вооруженных Сил проходят обучение и практическую подготовку на языковых и специализированных курсах за рубежом (в том числе и в ходе многонациональных миротворческих учений НАТО/ПРМ).

Участие Республики Беларусь в ПАРП подтверждает стремление нашего государства развивать конструктивный диалог с НАТО в интересах поддержания международного мира и безопасности, а также позволяет готовить национальный миротворческий персонал к возможному участию в операциях по поддержанию мира.