Закрыть Орган принятия

Сотрудничество в рамках ОДКБ

Сотрудничество в рамках ОДКБ

После распада Советского Союза и изменения геополитической ситуации как на Евразийском континенте, так и в мире в целом перед бывшими советскими республиками остро встал вопрос обеспечения своей национальной безопасности.

Поэтому для Республики Беларусь является важным заключение 15 мая 1992 года в г. Ташкенте Договора о коллективной безопасности (ДКБ).

Договор о коллективной безопасности оправдал свое предназначение для Республики Беларусь в деле обеспечения национальной безопасности. На этапе становления национальной государственности Договор способствовал обеспечению оборонной безопасности, гарантировал внешние условия для становления на путь независимого государственного строительства, защиты суверенитета и территориальной целостности, содействовал развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества, в том числе в вопросах создания национальных Вооруженных Сил.

С целью противодействия новым вызовам и угрозам со стороны международного терроризма и экстремизма встал вопрос необходимости адаптации Договора к современным реалиям, создания механизма согласования внешнеполитических позиций по вопросам международной и региональной безопасности государств-участников ДКБ не только внутри Договора, но и с третьими странами и международными организациями.

С этой целью на Московской сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) 14 мая 2002 года главами шести государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан) принято решение о придании Договору о коллективной безопасности статуса международной региональной организации.

Данным решением главы государств-участников подтвердили политическое стремление к созданию реального механизма укрепления региональной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам.

7 октября 2002 года в г. Кишиневе президентами государств-участников ДКБ подписаны Устав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые прошли процедуру ратификации во всех государствах-участниках ДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

Таким образом, с этой даты начат отсчет времени начала работы новой международной региональной организации – Организации Договора о коллективной безопасности.


Справочно:

Правовую основу деятельности ОДКБ составляют:

Устав Организации Объединенных Наций, соответствующие конвенции ООН;

Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;

Устав Организации Договора о коллективной безопасности;

Протокол о продлении Договора;

Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной геополитической ситуации;

другие нормативные правовые документы, принятые в развитие Договора о коллективной безопасности, а также двусторонние и многосторонние договоры между государствами – членами ОДКБ по вопросам военного сотрудничества;

соответствующие национальные законодательные акты государств – членов ОДКБ.


Органы, созданные в рамках ОДКБ:

1. Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган Организации.

Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств – членов для реализации этих целей.

В состав Совета входят главы государств – членов.

В период между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств – членов в реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами – членами.

2. Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств – членов в области внешней политики.

3. Совет министров обороны (СМО) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств – членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

4. Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) – консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств – членов в области обеспечения их национальной безопасности.

5. Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств – членов и подотчетен СКБ.

6. Секретариат Организации – постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

7. Объединенный штаб ОДКБ – постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ.

СКБ имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные органы Организации:

Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству;

Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств – членов ОДКБ;

Координационный совет руководителей компетентных органов государств – членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией;

Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств – членов ОДКБ;

Рабочая группа ОДКБ по Афганистану при СМИД ОДКБ;

Рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с международным терроризмом и экстремизмом при КССБ ОДКБ;

Рабочая группа по вопросам информационной политики и безопасности при КССБ ОДКБ.

Основной формой деятельности СКБ являются сессии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Внеочередные сессии созываются по предложению не менее двух государств – членов. Существует практика проведения неформальных встреч президентов государств – членов ОДКБ для обсуждения важных вопросов.

Республика Беларусь, отдавая приоритет политическим средствам в достижении целей укрепления мира, международной и региональной безопасности и стабильности, признает, что в XXI веке значение военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мирового сообщества не уменьшилось.

В связи с этим необходимым условием для полномасштабной реализации положений Договора о коллективной безопасности, касающихся обеспечения индивидуальной и коллективной обороны государств – членов Организации, является дальнейшее укрепление, развитие и совершенствование военной составляющей Организации Договора о коллективной безопасности.


Министерство обороны Республики Беларусь в рамках сотрудничества с оборонными ведомствами государств – членов Организации осуществляет сотрудничество по следующим направлениям:

1. Совершенствование нормативной правовой базы, определяющей стратегические приоритеты деятельности ОДКБ в сфере обеспечения коллективной безопасности и регламентирующей механизмы функционирования сил и средств системы коллективной безопасности для отражения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одного или нескольких государств – членов ОДКБ.

2. Сближение законодательств государств – членов Организации по вопросам обеспечения индивидуальной и коллективной обороны в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

3. Оказание государствами – членами ОДКБ взаимной помощи в развитии вооруженных сил, их оснащении современными образцами вооружения и военной техники.

4. Формирование и развитие коалиционной и региональных (объединенных) группировок войск (сил). Развитие объединенных военных систем (ПВО, управления и других).

Справочно:

В рамках ОДКБ в 2004 г. приняты Концепция создания объединенных военных систем Организации Договора о коллективной безопасности и документы в ее развитие. Более продуктивно в этой области ведется работа на региональном уровне.

Успешно действует созданная Единая региональная система ПВО Республики Беларусь и Российской Федерации, сторонами утвержден перечень сил и средств, выделенных в ее состав, организовано совместное боевое дежурство по ПВО.

5. Развитие Миротворческих сил ОДКБ.


Справочно:

6 октября 2007 года президенты государств – членов ОДКБ подписали Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ. Соглашение вступило в силу 15 января 2009 года и зарегистрировано в Секретариате ООН 30 ноября 2009 года.

Решение о проведении миротворческой операции на территории государств – членов принимается СКБ с учетом национального законодательства государств – членов на основании официального обращения государства о проведении на его территории миротворческой операции или решения СБ ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в состав ОДКБ.

Государства – члены Организации для участия в миротворческих операциях создают на постоянной основе Миротворческие силы. Для комплектования Миротворческих сил государства – члены в соответствии со своим национальным законодательством выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты. Для участия в конкретной миротворческой операции из состава Миротворческих сил создаются Коллективные миротворческие силы. В состав КМС может быть включен военный, милицейский (полицейский) и гражданский персонал. Органом военного управления КМС является Объединенное командование, организационно-штатная структура которого утверждается Советом министров обороны ОДКБ. Миротворческие контингенты государств – членов ОДКБ проходят подготовку по единым для ОДКБ программам, оснащаются едиными или совместимыми образцами вооружений и связи, принимают участие в регулярных совместных учениях.

Основными способами выполнения задач КМС являются:

наблюдение, патрулирование, контроль, демонстрация присутствия в кризисном районе, размещение КМС между конфликтующими сторонами для снижения напряженности, блокирование районов, населенных пунктов и объектов, ведение переговоров, самооборона, гуманитарная деятельность.

Сотрудничество государств – членов ОДКБ в данном направлении осуществляется в рамках Соглашения о миротворческой деятельности ОДКБ и принятых в его развитие нормативных документов.

С целью совершенствования подготовки миротворческих контингентов государств – членов ОДКБ ежегодно с 2012 года проводится совместное учение «Нерушимое братство».

Участие белорусских военнослужащих в учении позволяет:

наметить пути сотрудничества в области совместной подготовки и обмена опытом в вопросах подготовки и применения миротворческих подразделений государств – членов ОДКБ;

получить практику в отработке действий при подготовке и ведении операции по поддержанию мира в составе КМС ОДКБ;

укрепить международные и региональные механизмы обеспечения военной безопасности, партнерства и доверия Республики Беларусь;

осуществление совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки вооруженных сил и других войск государств – членов Организации.


6. Оперативная и боевая подготовка сил системы коллективной безопасности ОДКБ.

Справочно:

Подготовка сил и средств системы коллективной безопасности осуществляется как по планам министерств обороны государств – членов Организации, так и в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.

Важным этапом подготовки сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ являются ежегодные плановые совместные учения (командно-штабные учения) и тренировки.

Ежегодно, начиная с 2004 г., проводятся совместные комплексные учения серии «Рубеж». В ходе этих учений отрабатываются алгоритмы принятия коллективных решений, вопросы, связанные с подготовкой и проведением совместных операций силами и средствами коллективной безопасности ОДКБ.

В ходе учений «Взаимодействие», начиная с 2009 года, проводимых на территориях государств – членов ОДКБ, были апробированы принятые нормативные правовые документы и отработаны совместные действия контингентов вооруженных сил и формирований сил специального назначения государств – членов Организации, входящих в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ.

Участие в совместных учениях КСОР ОДКБ положительно сказывается на выполнении повседневных боевых задач, стоящих перед белорусскими военнослужащими, способствует повышению уровня боевой подготовки и слаженности, позволяет выработать новые механизмы, направленные на совершенствование практических навыков командного состава по управлению подчиненными подразделениями КСОР ОДКБ, организации взаимодействия подразделений сил специальных операций вооруженных сил государств – членов ОДКБ при ведении боевых и специальных действий.


Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР)

Решение о создании КСОР было принято президентами государств – членов ОДКБ на февральском 2009 г. саммите Организации. 14 июня 2009 года на очередной сессии Совета коллективной безопасности в Москве пакет документов по КСОР ОДКБ был подписан.

КСОР – воинские контингенты и формирования сил специального назначения, выделенные государствами – членами Организации для совместного решения возложенных на них задач по обеспечению коллективной безопасности.

Состав КСОР: воинские контингенты и формирования сил специального назначения (от органов госбезопасности, МВД, МЧС и др.), оснащенные современными и совместимыми вооружением, военной (специальной) техникой.

Для управления КСОР при подготовке и проведении операции будет создаваться Командование во главе с Командующим.

В повседневной деятельности (до принятия решения на применение КСОР) задачи по планированию развертывания, применения, координации совместной подготовки контингентов КСОР возлагаются на Объединенный штаб ОДКБ.

Задачи, возлагаемые на КСОР:

оперативное реагирование на вызовы и угрозы безопасности государств – членов;

развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации готовности к применению военной силы;

участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов;

участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности;

усиление войск прикрытия государственных границ и охраны государственных и военных объектов сторон;

участие в обеспечении оперативного развертывания объединенных (региональных) группировок войск (сил);

участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих вследствие ведения военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказания чрезвычайной гуманитарной помощи;

другие задачи, определенные Советом коллективной безопасности.

7. Совершенствование системы всестороннего (оперативного, технического, тылового) обеспечения деятельности сил и средств системы коллективной безопасности.

8. Сотрудничество в военно-технической и военно-экономической областях, в вопросах подготовки военных кадров.


Справочно:

Военно-техническое сотрудничество между государствами – членами ОДКБ осуществляется по следующим направлениям:

согласование усилий государств – членов ОДКБ в области оснащения сил и средств системы коллективной безопасности современными образцами вооружения и военной техники;

налаживание и совершенствование в рамках организации системы закупок и поставок продукции военного назначения на льготных условиях;

организация модернизации и ремонта вооружений и военной техники, стоящих на вооружении вооруженных сил государств – членов ОДКБ;

создание запасов материальных средств для обеспечения сил и средств системы коллективной безопасности;

оказание военно-технической помощи государствам – членам Организации в случае вооруженного нападения (агрессии) против них, появления других внешних угроз их безопасности, суверенитету и территориальной целостности.

Военно-экономическое сотрудничество в Организации осуществляется с целью объединения усилий государств – членов по дальнейшему углублению и совершенствованию многостороннего сотрудничества, развитию интеграции в области разработки и производства продукции военного (двойного) назначения.

Решением задач военно-экономического сотрудничества занимается Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству, созданная Решением Совета коллективной безопасности от 23 июня 2005 года.

Основными направлениями практической деятельности Комиссии являются:

разработка и реализация долгосрочных программ военно-экономического (технического) сотрудничества;

сохранение специализации и кооперации производства продукции военного назначения;

решение вопросов повышения качества изготовления, стандартизации, унификации и приемки продукции военного назначения;

упрощение таможенных режимов и процедур при ввозе (вывозе) и транзите продукции военного и (двойного) назначения;

разработка единых принципов и правил создания и функционирования совместных предприятий (организаций) по разработке, производству, модернизации, ремонту, техническому обслуживанию и утилизации продукции военного назначения.

Основной целью практической работы Комиссии является создание в формате ОДКБ единого оборонно-промышленного комплекса в сфере военно-экономического сотрудничества.

Основу многостороннего военного сотрудничества в сфере подготовки военных кадров в настоящее время составляют:

Соглашение о подготовке военных кадров для государств – членов ОДКБ, подписанное главами государств – членов в ходе сессии Совета коллективной безопасности 23 июня 2005 г. в г. Москве;

контрактно-договорные документы по обучению военнослужащих государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности.

Соглашение о подготовке военных кадров для государств – членов ОДКБ подписано с целью формирования и развития единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств – членов ОДКБ по согласованным специальностям и программам обучения.

Соглашение реализуется через двусторонние контракты, заключаемых между уполномоченными органами государств – членов ОДКБ в сфере подготовки военных кадров. В качестве таких органов выступают министерства обороны.

В настоящее время вместе с совместной подготовкой военных кадров успешно организован и осуществляется обмен опытом в организации и ведении образовательного процесса в вузах государств – членов ОДКБ.

9. Координация деятельности государств – членов ОДКБ в сфере осуществления военного сотрудничества с другими государствами и международными организациями.

Таким образом, участие Республики Беларусь в Организации Договора о коллективной безопасности отвечает национальным интересам страны, способствует повышению ее авторитета на международной арене, укреплению и развитию сотрудничества в военной и военно-технической сферах с государствами – членами ОДКБ.

В настоящее время продолжается процесс трансформации ОДКБ в многофункциональную структуру безопасности.

Организация обрела адекватный потенциал сдерживания военных угроз, противодействия современным вызовам безопасности и стабильности государств – членов. Отдавая приоритет политическим средствам в достижении поставленных перед ней целей, ОДКБ стала уникальным инструментом, способным взять на себя ответственность за обеспечение стабильности и безопасности государств – членов и в мирное время, и при отражении возможной агрессии.