Офицерское собрание

Приказ Министра обороны Республики Беларусь
24 ноября 2014 г. № 1289


Об офицерских собраниях, товарищеских судах чести офицеров и Кодексе чести офицера Вооруженных Сил


На основании подпункта 7.36 пункта 7 и подпункта 11.20 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 719 «Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь», в целях дальнейшего повышения роли офицерских собраний в формировании у офицеров чести и достоинства, общей и военной культуры, личной ответственности за выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами,


ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить прилагаемые:

Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах;

Положение о Координационном совете офицерских собраний Вооруженных Сил;

Положение о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах;

Кодекс чести офицера Вооруженных Сил.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 декабря 2014 г.

3. Настоящий приказ разослать до отдельной воинской части.


Министр обороны

Республики Беларусь

генерал-лейтенант Ю.В.Жадобин


УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра обороны Республики Беларусь
24 ноября 2014 № 1289


ПОЛОЖЕНИЕ
об офицерских собраниях в Вооруженных Силах


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящем Положении определяются основные принципы деятельности по предназначению офицерских собраний в Вооруженных Силах (далее – офицерские собрания), их полномочия в решении задач воспитания, защиты прав, чести и достоинства офицеров.

Настоящее Положение в том числе распространяется и на транспортные войска.

2. Офицерские собрания являются постоянно действующими общественными институтами в структурных подразделениях Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командованиях Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны, сил специальных операций Вооруженных Сил, управлениях оперативных командований, соединениях, воинских частях, военных учебных заведениях и организациях Вооруженных Сил, военных комиссариатах и военных комендатурах (далее – воинские части).

Они призваны содействовать достижению сочетания единоначалия и демократии, защите прав офицеров, воспитанию и развитию у них ответственности за исполнение воинского долга, соблюдение чести и достоинства, повышению уровня общей и военной культуры, воспитанию высокой нравственности, сплочению офицерских коллективов и обеспечению гласности в решении их проблем.

3. Офицерское собрание создается в воинской части, в которой штатная численность офицеров составляет не менее пяти человек.

При наличии в воинской части менее пяти офицеров они входят в состав офицерского собрания вышестоящей воинской части.

Председателем офицерского собрания воинской части является командир воинской части.

Высшим органом офицерского собрания воинской части является общее собрание его членов.

4. При необходимости по согласованию в Координационном совете офицерских собраний Вооруженных Сил допускается объединение офицеров нескольких воинских частей в одно офицерское собрание или создание офицерских собраний в подразделениях, структурно входящих в состав воинских частей.

5. Офицерские собрания объединяются в Офицерское собрание Вооруженных Сил.

Все офицеры, проходящие военную службу в Вооруженных Силах, являются членами Офицерского собрания Вооруженных Сил.

Председателем Офицерского собрания Вооруженных Сил является Министр обороны Республики Беларусь.

Высшим органом Офицерского собрания Вооруженных Сил является делегатское офицерское собрание Вооруженных Сил, которое проводится по решению Министра обороны Республики Беларусь, но не реже одного раза в пять лет.

Порядок ведения делегатского офицерского собрания Вооруженных Сил определяет председатель Координационного совета офицерских собраний Вооруженных Сил по согласованию с председателем Офицерского собрания Вооруженных Сил.

6. Кроме офицеров воинской части членами офицерского собрания могут быть также офицеры запаса и в отставке.

7. Всем членам офицерских собраний из числа офицеров запаса и в отставке в порядке, определенном в главе 9 настоящего Положения, выдается удостоверение члена офицерского собрания воинской части Вооруженных Сил установленного образца (далее – удостоверение члена офицерского собрания).

В случае исключения или выхода офицера запаса или в отставке из членов офицерского собрания указанное удостоверение он сдает.

8. Прием в члены офицерского собрания осуществляется в порядке, установленном в настоящем Положении.


ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ПРИЕМА ОФИЦЕРОВ В ОФИЦЕРСКОЕ СОБРАНИЕ ВОИНСКОЙ ЧАСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ


9. Прибывшие в воинскую часть для дальнейшего прохождения службы офицеры принимаются в офицерское собрание в порядке, определенном в приказе Министра обороны Республики Беларусь от 23 февраля 2005 г. № 125 «Об утверждении перечней традиционных офицерских ритуалов и порядка их проведения», не позднее месячного срока со дня прибытия.

10. В члены офицерского собрания могут быть приняты офицеры запаса и в отставке, проходившие военную службу в данной воинской части или проживающие в данном гарнизоне (военном городке), а также офицеры запаса, прибывающие в воинскую часть на доукомплектование при приведении ее в высшие степени боевой готовности.

11. Офицеры, указанные в пункте 10 настоящего Положения, принимаются в офицерское собрание на общем собрании членов офицерского собрания по заявлениям, поданным в совет офицерского собрания.

12. С поступлением в совет офицерского собрания заявления от офицера запаса (в отставке) председатель совета офицерского собрания не позднее трехдневного срока представляет его председателю офицерского собрания.

13. Председатель офицерского собрания определяет время и место проведения общего собрания, на котором будет осуществлен прием офицера запаса (в отставке) в офицерское собрание.

14. Непосредственная подготовка общего собрания по приему новых членов возлагается на председателя совета офицерского собрания.

Председатель совета офицерского собрания:

оповещает членов офицерского собрания и офицера запаса (в отставке), подавшего заявление, о времени и месте проведения общего собрания;

организует изготовление бланка удостоверения члена офицерского собрания воинской части и его подготовку к вручению;

15. В ходе общего собрания председатель офицерского собрания:

доводит информацию о поступившем заявлении;

предоставляет возможность офицеру запаса (в отставке), подавшему заявление, рассказать о себе и мотивах, побудивших его вступить в члены офицерского собрания;

предоставляет возможность членам офицерского собрания задать вопросы офицеру запаса (в отставке), подавшему заявление, а затем высказать предложения по существу вопроса повестки дня;

выносит на голосование поступившие предложения (в порядке их поступления) и организует подсчет голосов;

в случае положительного рассмотрения поступившего заявления подписывает удостоверение члена офицерского собрания воинской части, вручает его вновь принятому офицеру, поздравляет его с принятием в офицерское собрание.

16. По решению председателя офицерского собрания прием офицера, проходившего военную службу в данном офицерском коллективе и увольняющегося из Вооруженных Сил, может быть осуществлен в ходе обязательного традиционного офицерского ритуала, проводимого при увольнении с военной службы.

При этом председатель офицерского собрания:

доводит информацию о поступившем заявлении;

предоставляет возможность членам офицерского собрания высказать предложения по существу вопроса повестки дня;

выносит на голосование поступившие предложения (в порядке их поступления) и организует подсчет голосов;

при положительном рассмотрении заявления подписывает удостоверение члена офицерского собрания воинской части, вручает его вновь принятому офицеру, поздравляет последнего с принятием в офицерское собрание.

17. Протокол офицерского собрания оформляется согласно требованиям, изложенным в пункте 24 настоящего Положения.


ГЛАВА 3
РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ


18. Общее собрание проводится:

по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца;

по требованию не менее чем одной трети членов офицерского собрания;

по решению совета или председателя офицерского собрания.

19. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует более 50% от общей численности членов офицерского собрания.

20. В зависимости от условий дислокации воинской части по решению председателя офицерского собрания может проводиться делегатское общее собрание. В данном случае оно считается правомочным при участии в его работе представителей не менее 75% подразделений.

21. При проведении делегатского общего собрания расходы на оплату служебных командировок осуществляются за счет и в пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели по смете Министерства обороны.

22. Рассмотрение вопросов, выносимых на общее собрание, должно проводиться в условиях свободного обсуждения, товарищеской критики и самокритики. Каждый член офицерского собрания имеет право свободно высказывать свое мнение. Какие-либо действия, направленные на ограничение свободы слова, не допускаются. Не допускаются также критика и обсуждение приказов командиров и начальников.

23. Решение общего собрания (далее – решение) считается принятым, если за него проголосовало более половины участвующих в нем членов офицерского собрания.

Решение доводится до всех членов офицерского собрания. В случае необходимости оно может доводиться и до членов семей военнослужащих в части, их касающейся, о чем отдельно указывается в постановлении общего собрания.

24. Ход общего собрания и его решения протоколируются, протоколы хранятся три года.

Протокол общего собрания оформляется в трехдневный срок, кроме случаев, предусмотренных в пункте 55 настоящего Положения. Его подписывают председатель офицерского собрания и секретарь.

Копии протоколов могут представляться в Координационный совет офицерских собраний Вооруженных Сил, а также в соответствующие правоохранительные органы, должностные лица которых проводят проверки, по письменному запросу.

25. Для непосредственной организации деятельности по предназначению офицерского собрания численностью 15 и более офицеров на общем собрании определяется численный состав совета офицерского собрания (далее – совет), избираются совет и его председатель сроком на два года.

Если офицерские собрания имеют меньшую указанной численность, избираются заместитель председателя офицерского собрания и секретарь. Заместитель председателя офицерского собрания в отсутствие председателя офицерского собрания исполняет его обязанности.

26. При проведении выборов руководящих органов офицерского собрания может быть выдвинуто несколько кандидатов на одно место. Избранным считается офицер, получивший на выборах наибольшее количество (но не менее половины) голосов офицеров, участвующих в общем собрании.

На организационном заседании совета для ведения документации избирается секретарь совета.

При необходимости председатель офицерского собрания может назначить казначея из числа членов совета.

Любой член совета на общем собрании может быть выведен из его состава. При этом решение о выводе из состава совета считается принятым, если за него проголосовало большинство офицеров, присутствующих на общем собрании.

Состав совета объявляется в приказе командира воинской части.

27. По решению офицерского собрания формируется товарищеский суд чести офицеров, делегируются представители в аттестационную и жилищную комиссии воинской части из состава совета.

Порядок формирования товарищеских судов чести офицеров, их задачи, полномочия, порядок рассмотрения и применения мер общественного воздействия в отношении офицерского состава Вооруженных Сил определяются в Положении о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах.

28. На всех мероприятиях, проводимых по планам офицерского собрания, младший по воинскому званию (воинской должности) офицер вправе обратиться к старшему офицеру по любому вопросу.

Старший по воинскому званию (воинской должности) офицер обязан давать соответствующие разъяснения и по возможности оказывать младшему офицеру необходимое содействие в решении как служебных, так и личных вопросов. При этом в общении допускаются обращение офицеров друг к другу по имени и отчеству, использование наряду с общепринятыми словами традиционного обращения слов «честь имею».

29. На общее собрание и другие мероприятия, проводимые по планам офицерского собрания, могут приглашаться военнослужащие, не являющиеся его членами, офицеры запаса (в отставке), члены семей офицеров, курсанты и суворовцы, гражданский персонал воинских частей, представители государственных органов, общественных объединений и организаций (далее – приглашенные лица).

Порядок приглашения указанных лиц определяется на заседании совета с учетом законодательства и регламента служебного времени.

Офицер ответствен за достойное поведение прибывших по его приглашению лиц и не имеет права покинуть офицерское собрание, пока они там находятся.


ГЛАВА 4
ПОЛНОМОЧИЯ И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ


30. На офицерское собрание возлагаются:

воспитание офицеров в духе патриотизма, привитие им понятия необходимости добросовестного исполнения воинского долга, соблюдения Конституции и иных законодательных актов, дисциплинированности, инициативы и творчества, заботы о подчиненных;

поддержание в офицерской среде товарищеских отношений, основанных на соблюдении чести и достоинства офицера, преданности Родине и своему коллективу;

создание в офицерском собрании нетерпимого отношения к любым проявлениям формализма, бюрократизма, лжи, моральной нечистоплотности;

поддержание и повышение уровня общей и военной культуры офицеров, содействие им в овладении отечественным и мировым военно-историческим наследием;

обеспечение общественной защиты офицеров от проявлений грубости и произвола, унижения личного достоинства и социальной несправедливости;

обсуждение и принятие решений по вопросам, связанным с повседневной жизнедеятельностью, в том числе касающимся взаимоотношений офицерского состава воинской части;

рассмотрение вопросов участия офицерского состава в выполнении задач, возложенных на воинскую часть, формирование общественного мнения в интересах их качественного выполнения;

проведение традиционных офицерских ритуалов;

выдача рекомендаций для дальнейшего трудоустройства и учебы офицерам, увольняемым в запас (отставку), а также оказание им материальной и иной помощи в пределах своих полномочий;

взаимодействие с представителями женских советов, общественных объединений (организаций) в целях сплочения офицерских коллективов, создания в семьях военнослужащих здоровой морально-нравственной атмосферы, отстаивания их прав и интересов, организации культурного отдыха и досуга;

оказание содействия в развитии военно-исторической работы и функционировании музея воинской части;

поддержка офицеров, занимающихся научно-исследовательской, военно-научной и рационализаторской работой;

участие в рассмотрении вопросов военной службы офицеров в части, касающейся:

назначения на высшие воинские должности и направления на учебу;

представления к присвоению почетных званий, очередных воинских званий досрочно, а также к награждению государственными наградами;

рассмотрения ходатайств собраний офицеров подразделений о применении к офицерам мер общественного воздействия.

31. Офицерское собрание по предложению его председателя, председателя совета либо по заявлению офицера вправе:

вносить предложения по вопросам совершенствования служебной деятельности, жизни и быта военнослужащих и членов их семей;

заслушивать офицеров (за исключением командира воинской части) об их участии в решении возложенных на офицерское собрание задач;

рассматривать конфликтные ситуации в отношениях между офицерами, факты нарушения Кодекса чести офицера Вооруженных Сил (далее – Кодекс чести офицера), недобросовестного отношения офицеров к исполнению служебных обязанностей, нарушения ими воинской дисциплины, общественного порядка или недостойного поведения в быту;

обращаться с ходатайствами к вышестоящим командирам (начальникам) о рассмотрении заявлений, жалоб и предложений офицеров, которые не могут быть разрешены офицерским собранием.

32. Деятельность по предназначению офицерского собрания планируется на год и осуществляется в обстановке гласности и доброжелательности, открытого обмена мнениями, ответственности и взаимоуважения.

План работы офицерского собрания утверждается на общем собрании.

33. Должностные лица из состава командования воинской части должны создавать условия для деятельности по предназначению офицерского собрания, предоставлять помещения для создания клуба офицерского собрания, клуб воинской части, а при их отсутствии – специально выделенные помещения, которые оснащаются необходимыми имуществом и средствами связи, оборудуются для работы членов совета, а также осуществления приема офицеров по личным вопросам.

34. В офицерском собрании все решения принимаются посредством открытого голосования большинством голосов от числа присутствующих на собрании (заседании совета) офицеров.

35. Офицерское собрание рассматривает проступки, повлекшие нарушение Кодекса чести офицера, всех офицеров независимо от занимаемой воинской должности и воинского звания.

36. Офицерское собрание вправе передать дело офицера, совершившего проступок, нарушающий Кодекс чести офицера, на рассмотрение товарищеским судом чести офицеров или рассмотреть его на общем собрании.

37. За совершение проступка, нарушающего Кодекс чести офицера, офицерское собрание вправе применить к офицеру (проходящему военную службу) следующие меры общественного воздействия:

37.1. объявить товарищеское предупреждение;

37.2. возбудить ходатайство о снижении в воинской должности;

37.3. возбудить ходатайство о снижении в воинском звании на одну ступень;

37.4 исключить из офицерского собрания.

Офицерские собрания военных учебных заведений, кроме того, могут возбудить ходатайство об отчислении офицера-слушателя из военного учебного заведения.

38. Проступки офицеров запаса (в отставке), связанные с нарушением Кодекса чести офицера или невыполнением требований, изложенных в пункте 60 настоящего Положения, рассматриваются только на общем собрании, решение которого является окончательным и обжалованию не подлежит.

К ним применяются следующие меры общественного воздействия:

товарищеское предупреждение;

исключение из офицерского собрания.

В случае исключения указанных офицеров из офицерского собрания восстановление их членства в нем в дальнейшем не допускается.


ГЛАВА 5
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ В ОФИЦЕРСКИХ СОБРАНИЯХ ПРОСТУПКОВ ОФИЦЕРОВ, НАРУШИВШИХ КОДЕКС ЧЕСТИ ОФИЦЕРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ


39. При рассмотрении проступков офицеров на общем собрании следует руководствоваться пунктами 36 – 38 настоящего Положения.

40. Решение о рассмотрении на общем собрании проступка офицера, нарушившего Кодекс чести офицера, принимает председатель офицерского собрания, в том числе на основании ходатайства совета офицерского собрания, соответствующего командира, общего собрания офицеров структурного подразделения воинской части, сообщения из правоохранительных органов, письменного заявления офицера или иного лица.

41. Получив информацию о проступке офицера, нарушившего Кодекс чести офицера, председатель офицерского собрания определяет время и место проведения общего собрания для рассмотрения проступка, а при необходимости назначает служебное расследование, которое проводится в порядке, установленном в правовых актах Министерства обороны.

42. Присутствие на общем собрании офицера, чей проступок рассматривается, обязательно. В случае его неявки собрание переносится.

При повторной неявке без уважительных причин проступок офицера рассматривается без его участия, при этом выносится решение об аттестовании офицера в порядке определяемом Координационным советов офицерских собраний Вооруженных Сил и привлечении его к товарищескому суду чести офицеров.

43. Вызов на общее собрание лиц, присутствие которых необходимо для объективного рассмотрения проступка, осуществляет председатель совета по согласованию с соответствующими командирами (начальниками).

44. После открытия общего собрания председательствующий удостоверяется в явке вызванных лиц, излагает суть проступка и установленные в ходе расследования обстоятельства его совершения либо предоставляет это право офицеру, проводившему расследование.

Затем заслушиваются объяснения офицера, совершившего проступок, других лиц (по необходимости), рассматриваются все необходимые материалы.

С разрешения председательствующего, присутствующие на общем собрании офицеры могут задавать вопросы, выступать по сути рассматриваемого проступка и вносить предложения о применении мер общественного воздействия в отношении заслушиваемого офицера согласно пункту 37 настоящего Положения, а также иных мер воздействия на него.

45. Поступившие предложения о мерах общественного воздействия председательствующий выносит на голосование в порядке поступления.

Присутствующие на общем собрании офицеры могут проголосовать только за одно из внесенных предложений.

Принятым считается предложение, за которое проголосовало более половины из присутствующих на общем собрании офицеров.

46. Общее собрание при рассмотрении проступка и вынесении решения руководствуется законодательством, настоящим Положением и Кодексом чести офицера Вооруженных Сил.

47. Если в ходе рассмотрения на общем собрании проступка офицера будут вскрыты признаки преступления, решение о применении мер общественного воздействия к нему не принимается, все имеющиеся по делу материалы передаются командиру воинской части для принятия решения в соответствии с законодательством.

48. При определении меры общественного воздействия на общем собрании учитываются характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, наступившие последствия, степень вины офицера, совершившего проступок, его прежнее поведение, служебный и жизненный опыт, а также отношение к совершенному проступку.

49. С установлением виновности офицера в совершении проступка на общем собрании могут быть применены к нему только меры общественного воздействия, предусмотренные в пункте 37 настоящего Положения.

50. Офицеры, присутствующие на общем собрании, вправе ограничиться рассмотрением дела и не применять мер общественного воздействия, если офицер, совершивший проступок, чистосердечно раскаялся, публично принес извинения и согласен добровольно возместить причиненный ущерб.

51. Решение, принятое на общем собрании, является окончательным и представляется командиру (начальнику) для реализации в установленном порядке не позднее трехдневного срока.

52. В случае применения к офицеру меры общественного воздействия в виде ходатайства о снижении в воинской должности либо об отчислении офицера-слушателя из военного учебного заведения решение офицерского собрания, аттестация, а также при необходимости иные документы в 15-дневный срок в установленном порядке представляются соответствующему должностному лицу, в чью компетенцию входит реализация ходатайства.

53. В случае применения к офицеру мер общественного воздействия, предусмотренных в подпунктах 37.3 и 37.4 пункта 37 настоящего Положения, командир воинской части принимает решение об его аттестации на предмет выполнения условий контракта.

Решение офицерского собрания, аттестация, иные документы (при необходимости) в 15-дневный срок в установленном порядке представляются Министру обороны Республики Беларусь.

Окончательное решение об исключении офицера из Офицерского собрания Вооруженных Сил и дальнейшем прохождении им военной службы принимает Министр обороны Республики Беларусь в установленном согласно законодательству порядке.

54. В протоколе общего собрания, на котором рассматривался проступок офицера, дополнительно отражаются информация о присутствующих на собрании заинтересованных лицах, лице, проводившем расследование, характере проступка, а также последовательность рассмотрения проступка (краткое содержание объяснения и выступлений, вопросы и ответы на них), внесенные предложения, результаты голосования по ним и окончательное решение.

55. Протокол общего собрания в части, касающейся рассмотрения проступка офицера, доводится под личную роспись офицеру, чей проступок был рассмотрен, а также при необходимости лицу, по заявлению которого было инициировано рассмотрение вопроса. Выдача решения на руки, а также его копирование (за исключением случаев, предусмотренных в пункте 24 настоящего Положения) не допускаются.

56. Выписка из протокола общего собрания представляется начальнику кадрового органа не позднее одних суток после рассмотрения проступка.

57. Обжалование решения общего собрания о применении мер общественного воздействия за нарушение Кодекса чести офицера не допускается.


ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ, ЧЛЕНОВ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ И ЛИЦ, ПРИГЛАШЕННЫХ В ОФИЦЕРСКОЕ СОБРАНИЕ


58. Председатель офицерского собрания:

организует деятельность по предназначению офицерского собрания, направленную на сплочение офицерского коллектива, воспитание офицеров в духе патриотизма, добросовестного исполнения воинского долга и неукоснительного соблюдения Кодекса чести офицера;

руководит работой членов офицерского собрания и направляет их усилия на решение задач, стоящих перед воинской частью, всемерно используя потенциал офицерского собрания;

рассматривает предложения и рекомендации членов офицерского собрания, принимает по ним решения, оказывает необходимое содействие членам совета в их реализации;

ведет переписку от имени офицерского собрания;

организует подготовку мероприятий, проводимых по планам офицерского собрания, и участвует в их проведении, заботится об укреплении авторитета офицерского собрания;

принимает меры по совершенствованию материальной базы офицерского собрания и организует контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, осуществляемой в процессе деятельности по предназначению офицерского собрания;

обеспечивает реализацию мер по выполнению решений, принятых на общем собрании (заседаниях совета);

координирует взаимодействие членов офицерского собрания с представителями других общественных объединений (организаций).

В случае необходимости председатель офицерского собрания вправе созвать внеплановое общее собрание (заседание совета).

59. Член офицерского собрания обязан:

соблюдать Кодекс чести офицера, дорожить своей принадлежностью к офицерскому составу Вооруженных Сил и укреплять его авторитет;

участвовать в мероприятиях, проводимых по планам офицерского собрания, выполнять его решения и поручения председателя совета;

присутствовать на общих собраниях, заседаниях совета (товарищеского суда чести) при рассмотрении своих заявлений (обращений), совершенных им проступков, нарушающих Кодекс чести офицера, а также иных вопросов, затрагивающих его интересы;

содействовать поддержанию в офицерском коллективе обстановки взаимного уважения, товарищества и офицерского братства, искоренению негативных явлений в офицерской среде;

оказывать возможную помощь в обучении и воспитании молодежи.

60. Член офицерского собрания имеет право:

быть избранным в состав совета;

вносить и отстаивать свои предложения, добиваться выполнения решений общего собрания и совета;

высказывать свое мнение на собрании в отношении любого члена офицерского собрания, нарушившего Кодекс чести офицера;

обращаться в совет, к председателю офицерского собрания, в соответствующие координационные советы офицерских собраний с устными или письменными заявлениями, жалобами в случае оскорбления и унижения его чести и достоинства или несогласия с принятым по его обращению решением (за исключением решения общего собрания о принятых к нему мерах общественного воздействия за совершение проступков, нарушающих Кодекс чести офицера);

обращаться за поддержкой в офицерское собрание при ущемлении его интересов в вопросах прохождения военной службы и социально-бытового обеспечения;

участвовать в культурно-досуговой и другой деятельности по планам офицерского собрания в соответствии со своими желаниями и способностями;

приглашать для участия в мероприятиях, проводимых в офицерском собрании, гостей в порядке, указанном в пункте 29 настоящего Положения.

61. Лицо, приглашенное в офицерское собрание:

обязано неукоснительно соблюдать правила, установленные в офицерском собрании, а также нормы приличия и этикета;

имеет право:

участвовать в мероприятиях, проводимых в офицерском собрании;

вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию офицерского собрания;

уйти из офицерского собрания до окончания мероприятия с согласия председателя офицерского собрания.


ГЛАВА 7
ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА И СОБРАНИЯ ОФИЦЕРОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ


62. На совет возлагаются подготовка общих собраний, а также рассмотрение и принятие решений по вопросам:

организации выполнения задач, возложенных на офицерское собрание;

выполнения решений офицерского собрания и рекомендаций Координационного совета офицерских собраний Вооруженных Сил, иных координационных советов;

реализации предложений и обращений офицеров;

организации деятельности по предназначению клуба офицерского собрания, музея воинской части в интересах реализации возложенных на офицерское собрание задач;

организации взаимодействия с представителями общественных организаций воинской части.

63. На заседаниях совета по вопросам деятельности по предназначению офицерского собрания может заслушиваться любой офицер, за исключением командира воинской части.

64. Работа в составе совета планируется на квартал. Утверждение планов осуществляется на заседаниях совета.

С целью выполнения возложенных на совет задач по его решению могут создаваться постоянные или временные рабочие, организационные и инициативные группы.

65. Заседания совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца, и считаются правомочными, если на них присутствует не менее 75% его членов.

66. Решение совета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов совета. В случае непринятия решения из-за разногласий между членами совета вопрос выносится на рассмотрение общего собрания.

67. Председатель совета непосредственно организует деятельность по предназначению офицерского собрания и руководит работой в составе совета по выполнению возложенных на них задач. В отсутствие председателя офицерского собрания председатель совета пользуется его правами и исполняет его обязанности.

68. Он обязан:

разрабатывать предложения о планировании и организации работы в составе офицерского собрания и совета, представлять их на согласование председателю офицерского собрания, вносить на рассмотрение членам совета и общего собрания;

организовывать подготовку и проведение общих собраний (заседаний совета) по вопросам, входящим в их компетенцию;

организовывать работу членов совета по реализации планов и решений, принятых на общих собраниях и заседаниях совета;

осуществлять:

меры по совершенствованию материальной базы офицерского собрания, организации финансово-хозяйственной деятельности, связанной с выполнением его задач по предназначению;

взаимодействие членов офицерского собрания с представителями других общественных объединений (организаций);

общее руководство клубом офицерского собрания;

прием членов собрания по личным вопросам;

обеспечивать ведение и сохранность документации офицерского собрания;

систематически информировать офицеров о работе в составе совета, мерах по выполнению принятых решений, реализации предложений и замечаний, высказанных офицерами, а также о рекомендациях Координационного совета офицерских собраний Вооруженных Сил и иных координационных советов;

отчитываться перед офицерами о проведенной по планам совета работе не реже одного раза в год на общем собрании, а также по истечении срока своих полномочий о работе за отчетный период.

69. Председатель совета имеет право:

давать поручения членам совета, а также другим офицерам по выполнению принятых решений и организации проводимых по планам офицерского собрания мероприятий;

вносить предложения председателю офицерского собрания по вопросам социально-бытового обеспечения офицеров и членов их семей, соблюдения принципа справедливости в части, касающейся прохождения офицерами военной службы, подбора и расстановки кадров;

участвовать в работе по предназначению аттестационной и жилищной комиссий воинской части с правом голоса;

обращаться к должностному лицу, которому подчинен председатель офицерского собрания, или в соответствующий координационный совет офицерских собраний в случае возникновения разногласий между председателем офицерского собрания и членами совета.

70. Для организации работы с офицерами и членами их семей, решения задач повседневной деятельности в составе офицерского собрания председателю совета предоставляется один рабочий день в месяц, который включается в план-календарь основных мероприятий, проводимых в воинской части, и в план работы в составе совета.

71. Члены совета:

проводят работу по реализации планов и решений, принятых на общих собраниях и заседаниях совета, обеспечивают их выполнение;

проводят индивидуальную работу с офицерами;

содействуют искоренению фактов ущемления законных прав и интересов офицеров, бюрократизма в решении их проблем;

рассматривают поступившие обращения офицеров;

содействуют привлечению членов семей офицеров к участию в общественной жизни;

непосредственно организуют проведение традиционных офицерских ритуалов;

проводят проверки по фактам, изложенным в заявлениях, поступивших от членов офицерского собрания, а также по допущенным с их стороны нарушениям Кодекса чести офицера.

72. При наличии в подразделении, структурно входящем в воинскую часть, пяти и более офицеров им предоставляется право проводить собрание офицеров подразделения по мере необходимости или по решению командира подразделения, которое считается правомочным, если на нем присутствуют более 50% от списочного состава офицеров.

Члены собрания офицеров подразделения вправе предварительно обсуждать любые вопросы, выносимые на общее собрание, а также возбуждать ходатайства перед ним о применении мер общественного воздействия в отношении офицеров подразделения.

Время и место проведения собрания офицеров подразделения определяет командир подразделения по согласованию с председателем офицерского собрания и доводит их до сведения офицеров подразделения.

Для ведения собрания офицеров подразделения большинством голосов избирается председатель собрания.

Оформление протоколов собраний офицеров подразделений необязательно (за исключением случаев, когда возбуждаются ходатайства перед общим собранием о применении в отношении офицеров подразделения мер общественного воздействия).

Решение собрания офицеров подразделения считается принятым, если за него проголосовало более половины участвующих в собрании офицеров.


ГЛАВА 8
КЛУБ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ


73. Клуб офицерского собрания воинской части (далее – клуб) является составным элементом офицерского собрания, центром организации досуга офицеров и членов их семей, предназначенным для создания условий реализации их интересов и духовных запросов.

74. Клуб создается по решению общего собрания. Его базой является одно или несколько помещений, оборудованных и предназначенных для проведения торжественных мероприятий по сплочению офицерского коллектива, соблюдению и развитию офицерских традиций, мероприятий по воинскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию, организации культурного досуга офицеров и членов их семей, пропаганде здорового образа жизни.

Общее руководство клубом осуществляет председатель совета офицерского собрания.

75. Деятельность по предназначению клуба осуществляется на основании планов работы в составе совета и в соответствии с методическими рекомендациями по организации работы в клубе офицерского собрания воинской части, которые утверждает председатель Координационного совета офицерских собраний Вооруженных Сил.

76. Непосредственная организация работы в клубе возлагается на совет клуба, состав которого утверждается на заседании совета офицерского собрания с учетом организаторских и творческих способностей офицеров.

Председателем совета клуба является один из членов совета офицерского собрания.

77. Обязанности членов совета клуба и его председателя:

77.1. члены совета клуба:

непосредственно организуют деятельность по предназначению клуба, обеспечивают высокий идейный и художественный уровень проводимых мероприятий, свою работу проводят в тесной связи с задачами, решаемыми в офицерском коллективе;

организуют проведение обязательных и рекомендуемых офицерских ритуалов;

планируют деятельность по предназначению клуба;

обеспечивают использование в соответствии с предназначением помещений клуба, имущества и технических средств идеологической работы;

разрабатывают правила поведения в клубе с учетом специфики воинской части, представляют их для утверждения на общее собрание офицеров;

осуществляют контроль за соблюдением правил поведения, требований безопасности и внутреннего порядка в клубе;

взаимодействуют с представителями женского совета, ветеранской и профсоюзной организаций, первичной организации общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – общественные организации воинской части) и местных учреждений культуры;

77.2. председатель совета клуба:

непосредственно организует деятельность в составе совета клуба с учетом задач, решаемых в офицерском коллективе;

представляет планы работы в составе совета клуба и планы проводимых мероприятий на согласование заместителю командира воинской части по идеологической работе и председателю офицерского собрания, а также для утверждения на заседании совета клуба;

отвечает за использование помещений клуба, учет и сбережение имущества, технических средств идеологической работы в клубе;

организует взаимодействие членов совета клуба с представителями общественных организаций воинской части и местных учреждений культуры, соблюдение требований противопожарной безопасности и внутреннего порядка в клубе.

78. В клубе рекомендуется иметь:

государственные символы Республики Беларусь, портрет Президента Республики Беларусь;

выписки из правовых актов Министерства обороны, регламентирующих деятельность по предназначению офицерских собраний в Вооруженных Силах;

портреты выдающихся военачальников;

наглядно оформленные Кодекс чести офицера, выдержки из книг прославленных военачальников об офицерских традициях, этике, нормах межличностного общения и поведения представителей офицерского корпуса на службе, в быту и во взаимоотношениях с подчиненными;

литературу о прославленных офицерах, офицерских традициях, героических сражениях и подвигах воинов русской, советской и белорусской армий.

Кроме указанного в клубе могут находиться:

телевизионная, музыкальная и компьютерная аппаратура;

бильярд, шахматы и другие настольные игры;

набор мебели;

комплект столовой посуды, чайный (кофейный) сервиз;

другие элементы материального обеспечения и художественно-эстетического оформления, способствующие деятельности по предназначению клуба.

79. Помещения и имущество клуба могут быть предоставлены членам различных объединений офицеров по интересам (любителей военной истории, оружия и так далее) для организации выставок, конференций, тематических вечеров и иных мероприятий, способствующих решению возложенных на офицерское собрание задач.


ГЛАВА 9
УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЛЕНА ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ


80. Удостоверение члена офицерского собрания вручается офицерам запаса и в отставке, принятым в члены офицерского собрания.

Вручает удостоверение на общем собрании председатель офицерского собрания.

Ритуал вручения удостоверения определяют члены совета, после чего он утверждается на общем собрании.

81. Удостоверение подтверждает членство в офицерском собрании и является документом, дающим право присутствовать на проводимых в офицерском собрании мероприятиях.

Удостоверение запрещается передавать другим лицам. В случае его утраты или порчи новое удостоверение выдается по решению офицерского собрания после выяснения обстоятельств утраты.


ГЛАВА 10
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ


82. Финансовое обеспечение деятельности по предназначению офицерского собрания осуществляется в соответствии с законодательством с целью материального обеспечения выполнения возложенных на офицерское собрание задач за счет и в пределах бюджетных средств по смете Министерства обороны, а также средств Министерства обороны, поступивших от сдачи вторичных ресурсов и драгоценных металлов, средств от приносящей доходы деятельности, осуществляемой силами воинской части, остающихся в соответствии с законодательством в распоряжении ее командира.

83. Проведение традиционных офицерских ритуалов и приобретение товаров (работ, услуг) для обеспечения выполнения возложенных на офицерское собрание задач может осуществляться за счет добровольных взносов офицеров на основании решения общего собрания.

Порядок сбора, хранения, расходования добровольных взносов и отчетности по их использованию устанавливается на общем собрании.



УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра обороны Республики Беларусь
24 ноября 2014 № 1289


ПОЛОЖЕНИЕ
о Координационном совете офицерских собраний Вооруженных Сил


1. Координационный совет офицерских собраний Вооруженных Сил (далее – Координационный совет) является консультативным и координационным органом офицерских собраний Вооруженных Сил и транспортных войск (далее – Вооруженные Силы).

2. Председатель, его заместитель и члены Координационного совета (далее – члены Координационного совета) в своей деятельности руководствуются законодательством, а также правовыми актами Министерства обороны, в том числе настоящим Положением.

Решения, принимаемые на заседаниях Координационного совета, носят рекомендательный характер.

3. Председателем Координационного совета является помощник Министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны.

4. Заместитель председателя Координационного совета избирается сроком на два года из числа членов Координационного совета посредством проведения открытого голосования на альтернативной основе простым большинством голосов.

5. Члены Координационного совета избираются от офицерских собраний структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил, командований Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны и сил специальных операций Вооруженных Сил, управлений оперативных командований, соединений, воинских частей, военных учебных заведений и организаций Вооруженных Сил, военных комиссариатов (далее – воинские части).

Нормы представительства определяет Министр обороны Республики Беларусь.

Члены Координационного совета подотчетны и несут ответственность за выполнение возложенных на них задач перед делегировавшими их офицерскими собраниями воинских частей (далее – офицерские собрания).

6. Члены Координационного совета осуществляют свои полномочия во взаимодействии с должностными лицами главного управления идеологической работы Министерства обороны и представителями общественных объединений (организаций), деятельность которых способствует реализации задач офицерских собраний.

7. Должностные лица органов военного управления обязаны оказывать содействие в работе членам Координационного совета и представлять по запросам председателя Координационного совета необходимую информацию.

8. Основными задачами Координационного совета являются:

обобщение предложений, поступивших из офицерских собраний, по вопросам совершенствования жизнедеятельности Вооруженных Сил и работы в составе офицерских собраний;

выработка рекомендаций по реализации возложенных на офицерские собрания задач;

рассмотрение и внесение предложений Министру обороны Республики Беларусь о разрешении возможных конфликтных ситуаций в офицерских собраниях, если они не могут быть урегулированы в порядке, определяемом в Положении об офицерских собраниях в Вооруженных Силах.

9. Члены Координационного совета для выполнения возложенных на него задач имеют право:

вносить предложения Министру обороны Республики Беларусь по проблемам, связанным с жизнедеятельностью в воинских коллективах, работой в составе офицерских собраний, а также по вопросам правового регулирования порядка прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

координировать деятельность по предназначению офицерских собраний, оказывать членам их советов практическую и методическую помощь;

направлять своих представителей в воинские части для решения задач, определенных в настоящем Положении;

информировать общественность о деятельности по предназначению офицерских собраний и решениях Координационного совета;

включать в свой состав новых членов, избранных на офицерских собраниях взамен выбывших.

10. Заседания Координационного совета проводятся по мере необходимости, как правило, не реже четырех раз в год, а также по требованию не менее одной трети членов Координационного совета или по решению Министра обороны Республики Беларусь. Место их проведения определяет председатель Координационного совета по согласованию с Министром обороны Республики Беларусь.

Заседание Координационного совета признается правомочным, если в нем участвует более половины членов Координационного совета.

Работа в составе Координационного совета планируется на год.

Оплата служебных командировок, связанных с деятельностью по предназначению Координационного совета, осуществляется за счет и в пределах бюджетных средств, выделяемых на эти цели по смете Министерства обороны.

11. Для участия в работе на заседаниях Координационного совета с правом совещательного голоса могут приглашаться офицеры воинских частей, представители органов государственной власти, правоохранительных органов и общественных организаций, взаимодействующие с членами офицерских собраний в интересах реализации возложенных на них задач.

12. Допускается проведение совместных заседаний Координационного совета с Консультативным советом при Министре обороны Республики Беларусь и другими общественными организациями.

13. Непосредственная организация выполнения решений Координационного совета в перерывах между его заседаниями возлагается на секретаря Консультативного совета при Министре обороны Республики Беларусь.

14. По решениям заместителей Министра обороны, командующих, командиров (начальников), согласованным в Координационном совете, создаются координационные советы офицерских собраний в Генеральном штабе Вооруженных Сил, вооружении Вооруженных Сил, тыле Вооруженных Сил, Военно-воздушных силах и войсках противовоздушной обороны, силах специальных операций Вооруженных Сил, войсках оперативных командований, транспортных войсках, учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь», соединениях и воинских частях (далее – координационные советы), члены которых в своей работе руководствуются настоящим Положением, а также положениями, об утверждении которых издаются приказы соответствующих заместителей Министра обороны, командующих, командиров (начальников).

Председателями координационных советов являются соответствующие заместители командующих, командиров (начальников) по идеологической работе, а в Генеральном штабе Вооруженных Сил, вооружении Вооруженных Сил и тыле Вооруженных Сил – лица, на которых на основании законодательных актов возложена ответственность за непосредственную организацию идеологической работы.

Председателей координационных советов избирают члены Координационного совета офицерских собраний Вооруженных Сил.

Членами координационных советов, как правило, избираются председатели советов офицерских собраний подчиненных воинских частей.

Нормы представительства определяют соответствующие заместители Министра обороны, командующие, командиры (начальники).



УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра обороны Республики Беларусь
24 ноября 2014 № 1289


ПОЛОЖЕНИЕ
о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах


ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящем Положении определяются задачи, полномочия товарищеских судов чести офицеров в Вооруженных Силах (далее – товарищеские суды), порядок рассмотрения и применения ими мер общественного воздействия к офицерскому составу Вооруженных Сил и транспортных войск (далее – Вооруженные Силы).

2. Товарищеский суд создается по решению офицерского собрания воинской части (далее – офицерское собрание) в целях защиты чести и достоинства офицеров, охраны их прав и законных интересов, разрешения вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих между ними, рассмотрения дел о проступках офицеров, допустивших нарушение Кодекса чести офицера Вооруженных Сил (далее – Кодекс чести офицера).

3. Товарищеский суд является выборным органом офицерского собрания. В ходе отчетов и выборов по решениям офицерских собраний:

численностью 25 и более человек избираются председатель и члены товарищеского суда;

численностью менее 25 человек избираются председатель товарищеского суда и его заместитель, а члены товарищеского суда избираются по предложению председателя офицерского собрания в случае необходимости непосредственно перед рассмотрением конкретного дела о проступке офицера.


ГЛАВА 2
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ ТОВАРИЩЕСКОГО СУДА


4. Товарищеский суд является единым органом для старших и младших офицеров, члены которого избираются на общем собрании членов офицерского собрания (далее – общее собрание) открытым голосованием сроком на два года.

5. Численность товарищеского суда определяется по решению общего собрания (не менее семи человек), при этом младших офицеров – не менее одной трети.

Избрание членов товарищеского суда проводится из числа кандидатов, выдвинутых непосредственно на общем собрании. При этом каждая кандидатура обсуждается отдельно.

Избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство лиц, присутствующих на общем собрании.

Если в результате выборов число избранных (офицеров, получивших большинство голосов) окажется больше определенного по решению общего собрания количества, офицеры вправе пересмотреть свое решение о количественном составе товарищеского суда либо оставить в его составе тех кандидатов, за которых подано больше голосов.

6. В состав товарищеского суда избираются офицеры, пользующиеся авторитетом в коллективе, способные успешно выполнять задачи, поставленные перед товарищеским судом. Каждый член товарищеского суда обязан соблюдать дисциплину, служить примером безупречного поведения на военной службе, в общественных местах и в быту.

7. Председатель товарищеского суда и его заместитель избираются на общем собрании, а секретарь – на первом организационном заседании товарищеского суда открытым голосованием.

8. Состав избранного товарищеского суда объявляется в приказе командира воинской части.

9. Председатель товарищеского суда через год после избрания и по окончании срока полномочий товарищеского суда отчитывается о работе его членов на общем собрании.

10. По решению офицерского собрания член товарищеского суда может быть досрочно отозван, если он не оправдывает оказанное ему доверие. Вопрос об отзыве решается посредством проведения голосования на общем собрании большинством голосов присутствующих на нем офицеров. Избрание нового члена товарищеского суда взамен отозванного или выбывшего по другим причинам проводится в порядке, предусмотренном в пункте 5 настоящего Положения.

11. Командиры воинских частей обязаны оказывать помощь членам товарищеского суда и создавать надлежащие условия для их работы.

12. В товарищеском суде рассматриваются:

проступки, а также нарушения морально-этических норм, дискредитирующие честь и достоинство офицера, в том числе не связанные с исполнением обязанностей военной службы;

недобросовестное отношение офицеров к исполнению должностных обязанностей;

конфликты, возникающие между офицерами.


ГЛАВА 3
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В ТОВАРИЩЕСКОМ СУДЕ


13. Решение о передаче дела офицера на рассмотрение в товарищеский суд принимает командир воинской части или оно принимается на общем собрании, в том числе на основании ходатайства совета офицерского собрания (соответствующих командиров, собраний офицеров подразделений, из которых структурно состоит воинская часть), сообщения из правоохранительного органа, а также по письменному заявлению члена офицерского собрания или иного лица.

14. Товарищеский суд рассматривает дела в составе не менее трех членов суда (число членов суда во всех случаях должно быть нечетным). На заседании товарищеского суда председательствует председатель товарищеского суда или его заместитель, а в их отсутствие – один из членов суда.

Председатель товарищеского суда привлекает членов суда к ведению заседаний поочередно.

15. Члены товарищеского суда при рассмотрении и вынесении решения руководствуются законодательством, настоящим Положением и Кодексом чести офицера.

16. Члены товарищеского суда (председатель или по его поручению любой член товарищеского суда) обязаны предварительно проверить обстоятельства совершения проступка офицером, привлекаемым к товарищескому суду, а также изучить (проверить) поступившие документальные материалы.

Член товарищеского суда, которому поручено провести проверку обстоятельств совершения проступка, истребует объяснения лица, в отношении которого был совершен проступок, очевидцев совершения проступка, а также офицера, привлекаемого к товарищескому суду; изучает документы, характеризующие офицера (аттестация, служебная карточка и другие), а также запрашивает на данного офицера характеристику у его непосредственного начальника.

По результатам проверки составляется письменное заключение, в котором указываются обстоятельства и причины совершения проступка, данные о личности офицера.

По материалам, поступившим в товарищеский суд из соответствующих правоохранительных органов, проверка, если в этом нет необходимости, не проводится, однако заключение по ним составляется.

С заключением под роспись ознакамливаются председатель офицерского собрания, офицер, привлекаемый к товарищескому суду, и лицо, в отношении которого совершен проступок.

17. После ознакомления с материалами дела офицер, привлекаемый к товарищескому суду, и лицо, в отношении которого совершен проступок, имеют право ходатайствовать о проведении дополнительной проверки отдельных фактов, истребовании дополнительных документов, опросе других лиц. В случае отклонения данных ходатайств председатель товарищеского суда обязан письменно указать основания для отказа.

Отказ председателя товарищеского суда в удовлетворении заявленных ходатайств не лишает заявивших их лиц права обращаться с теми же ходатайствами в процессе рассмотрения дела в товарищеском суде.

18. В товарищеском суде проступок офицера в зависимости от его характера рассматриваются либо с участием всех членов офицерского собрания, либо с участием только лиц, имеющих непосредственное отношение к данному проступку.

На заседании товарищеского суда для младших офицеров присутствуют и старшие офицеры, а на заседание товарищеского суда, в ходе которого рассматриваются проступки старших офицеров, приглашаются только старшие офицеры.

19. Присутствие на заседании товарищеского суда офицера, привлекаемого к товарищескому суду, обязательно.

В случае его неявки заседание товарищеского суда переносится.

При повторной неявке офицера, проступок которого рассматривается в суде, без уважительных причин председатель суда передает имеющиеся документы командиру воинской части для принятия решения в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил.

20. В товарищеском суде рассматриваются проступки в срок до 15 суток, а в исключительных случаях – до 20 суток после решения председателя офицерского собрания или совета офицерского собрания о привлечении офицера к товарищескому суду.

Время и место заседания товарищеского суда определяет председатель товарищеского суда по согласованию с командиром воинской части и при необходимости заблаговременно доводит их до сведения членов офицерского собрания.

21. Вызов на заседание товарищеского суда лиц, присутствие которых необходимо, а также приглашение членов офицерского собрания осуществляет председатель товарищеского суда по согласованию с командиром воинской части.

22. Председатель и члены товарищеского суда не могут участвовать в рассмотрении проступка, если кто-либо из них прямо или косвенно заинтересован в исходе его разрешения. В данном случае они обязаны заявить самоотвод.

Кроме того, председателю и членам товарищеского суда по тем же основаниям может заявить отвод офицер, привлекаемый к товарищескому суду, либо лицо, в отношении которого совершен проступок.

Вопрос об удовлетворении заявленного отвода (самоотвода) или отказе в нем решают лица, входящие в состав товарищеского суда, в котором рассматривается данный проступок. При этом лицо, в отношении которого поступил отвод (заявившее самоотвод), участия в голосовании не принимает. Если при обсуждении отвода (самоотвода) мнения членов товарищеского суда разделяются поровну, член товарищеского суда, в отношении которого заявлен отвод (поступил самоотвод), считается отведенным.

23. После открытия заседания товарищеского суда председательствующий удостоверяется в явке вызванных лиц, разъясняет офицеру, привлекаемому к товарищескому суду, а также лицу, в отношении которого совершен проступок, их права и обязанности в заседании товарищеского суда, спрашивает о наличии у них отводов членам суда и ходатайств, излагает суть проступка и установленные в ходе проверки обстоятельства его совершения. Затем заслушиваются объяснения офицера, привлекаемого к товарищескому суду, лица, в отношении которого совершен проступок, и других лиц, рассматриваются все необходимые материалы.

Присутствующие на заседании товарищеского суда члены офицерского собрания с разрешения председательствующего могут задавать вопросы, выступать по сути рассматриваемого проступка, давать ему оценку и вносить предложения о возможной мере общественного воздействия. Члены товарищеского суда в процессе заседания свое мнение по сути рассматриваемого проступка не высказывают.

Офицеру, привлекаемому к товарищескому суду, лицу, в отношении которого совершен проступок, предоставляется право участвовать в оценке доказательств и заявлять ходатайства. Поступившие ходатайства разрешаются в процессе заседания товарищеского суда.

24. В процессе принятия решения товарищеского суда об определении меры общественного воздействия должны учитываться характер проступка, обстоятельства, при которых он совершен, наступившие последствия, степень вины офицера, привлекаемого к товарищескому суду, прежнее его поведение, служебный и жизненный опыт, а также отношение к совершенному проступку.

25. Решение товарищеского суда принимается в отдельном помещении большинством голосов членов товарищеского суда, участвующих в рассмотрении проступка, и излагается в письменной форме. В решении товарищеского суда указываются дата и место рассмотрения проступка, наименование и состав товарищеского суда, данные об офицере, привлекаемом к товарищескому суду, содержание проступка, мотивы решения, доказательства, на которые ссылается суд, определенная решением суда мера общественного воздействия либо указание об оправдании, а также срок и порядок подачи жалобы на вынесенное решение.

Решение подписывают все члены товарищеского суда, участвующие в рассмотрении проступка.

Если кто-либо из членов товарищеского суда не согласен с вынесенным решением, он должен письменно изложить свое особое мнение, которое не оглашается.

26. Рассмотрение и вынесение решения товарищеского суда по каждому делу должно, как правило, заканчиваться в течение одного заседания.

Если возникает необходимость в получении каких-либо дополнительных данных или сведений, заседание товарищеского суда, без принятия решения по существу проступка, может быть отложено или перенесено на другое время.

Решение товарищеского суда объявляется на его заседании.

Офицер, привлеченный к товарищескому суду, выслушивает его решение стоя.

Копия решения товарищеского суда не позднее трех суток со дня его вынесения вручается под расписку офицеру, привлеченному к товарищескому суду.

27. В ходе заседания товарищеского суда ведется протокол заседания, в котором помимо данных о составе товарищеского суда, характере проступка, времени и месте его рассмотрения должны найти отражение действия членов товарищеского суда в их последовательности, краткое содержание объяснений и выступлений, а также заявленные ходатайства и принятые по ним решения суда.

Протокол заседания товарищеского суда подписывают председательствующий и секретарь. Он должен быть оформлен не позднее трех суток после окончания рассмотрения проступка офицера.

28. Если в ходе заседания товарищеского суда будет установлено, что основания для признания офицера виновным в совершении проступка отсутствуют, выносится оправдательное решение.

29. Товарищеский суд может ограничиться рассмотрением дела и не применять указанных в пункте 30 настоящего Положения мер общественного воздействия, если офицер, привлеченный к товарищескому суду, чистосердечно раскаялся, публично принес извинения и согласен добровольно возместить причиненный ущерб.


ГЛАВА 4
МЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПО РЕШЕНИЯМ ТОВАРИЩЕСКИХ СУДОВ


30. Если в ходе заседания товарищеского суда будет установлена виновность офицера в совершении проступка, к нему может быть применена одна из следующих мер общественного воздействия:

30.1. объявить товарищеское предупреждение;

30.2. возбудить ходатайство о снижении в воинской должности;

30.3. возбудить ходатайство о снижении в воинском звании на одну ступень;

30.4. возбудить ходатайство об исключении из офицерского собрания.

По решению товарищеского суда, созданного в военном учебном заведении, кроме того, может быть возбуждено ходатайство об отчислении офицера-слушателя из военного учебного заведения.

Указанный перечень мер общественного воздействия является исчерпывающим и товарищеский суд не вправе применять другие меры.

31. Мера общественного воздействия, предусмотренная в подпункте 30.4 пункта 30 настоящего Положения, выносится для рассмотрения на общем собрании. В случае несогласия с предложением товарищеского суда офицеры на общем собрании выносят свое решение.

32. Если при рассмотрении проступка офицера на заседании товарищеского суда будут выявлены признаки преступления, без вынесения решения данное дело прекращается и все имеющиеся по нему материалы передаются командиру воинской части для принятия решения в соответствии с законодательством.

33. Решение товарищеского суда офицер (лицо, в отношении которого совершен проступок) может обжаловать в течение семи дней со дня его вынесения. Жалоба подается непосредственно командиру воинской части и должна быть рассмотрена в семидневный срок, а при необходимости проведения дополнительной проверки по жалобе – в срок до 15 дней.

Подача жалобы приостанавливает исполнение решения товарищеского суда.

Если командир воинской части установит, что решение товарищеского суда противоречит законодательству или настоящему Положению, он отменяет его и возвращает все документальные материалы на новое рассмотрение.

34. Решение товарищеского суда представляется для реализации в месячный срок со дня его поступления командиру (начальнику), имеющему право решать изложенные в нем вопросы.

Командиры (начальники), в компетенцию которых не входит разрешение вопросов, изложенных в решении товарищеского суда, в 15-дневный срок представляют его по подчиненности со своим заключением.

Решение командира воинской части по результатам рассмотрения дела в товарищеском суде чести офицеров в трехдневный срок сообщается заявителю.

35. Копия решения товарищеского суда приобщается к личному делу офицера, совершившего проступок и привлеченного к товарищескому суду.

Документальные материалы, связанные с рассмотрением проступков офицеров, протоколы заседаний товарищеского суда хранятся в установленном порядке.

36. Оказание правовой помощи членам товарищеских судов возлагается на специалистов юридической службы Вооруженных Сил.



УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министра обороны Республики Беларусь
24 ноября 2014 № 1289


КОДЕКС ЧЕСТИ
офицера Вооруженных Сил


Честь офицера Вооруженных Сил Республики Беларусь обязывает:

соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы Республики Беларусь и права граждан, предоставленную служебным положением власть использовать только на благо Республики Беларусь;

хранить верность военной присяге, дорожить офицерским званием, добросовестно и с усердием исполнять воинский долг, помнить исторические традиции офицерского состава, для которого девизом военной службы были слова: «Жизнь – Отечеству, честь – никому!»;

дорожить войсковым товариществом, принадлежностью к офицерскому составу, для которого высшая цель – долг, честь и Отечество;

безукоризненно выполнять требования воинской дисциплины, служить примером дисциплинированности для товарищей и подчиненных;

быть верным данному слову офицера, не принимать на себя обязательств, выполнение которых может привести к дискредитации личности и достоинства офицера;

не допускать на службе и в быту случаев высокомерия, всегда и везде следовать высоким нравственным принципам поведения;

уважительно относиться к государственной и военной символике, с гордостью и достоинством носить военную форму одежды;

воздерживаться от действий, которые могут вызвать сомнение в порядочности, высокой культуре офицеров;

постоянно совершенствовать профессиональные знания и умения, расширять общий кругозор;

после увольнения с военной службы в запас (отставку) свято чтить настоящий Кодекс, по мере сил и возможностей принимать участие в военно-патриотическом воспитании молодежи, не допускать порочащих себя поступков.

Кодекс чести офицера Вооруженных Сил (далее – Кодекс чести офицера) принимается при присвоении первого офицерского звания.

Офицеры, призванные в Вооруженные Силы Республики Беларусь после окончания военных факультетов и кафедр гражданских высших учебных заведений или прибывшие для дальнейшего прохождения военной службы из войск и иных воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь, либо из вооруженных сил стран Содружества Независимых Государств, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, которым присвоено офицерское звание после обучения на курсах по подготовке младших офицеров факультета повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», принимают Кодекс чести офицера на офицерском собрании воинской части (соединения, организации Вооруженных Сил).

Порядок принятия Кодекса чести офицера определяется по решению соответствующего офицерского собрания.

Списки офицеров, принявших Кодекс чести офицера, хранятся в штабе воинской части (соединения, организации Вооруженных Сил, военного учебного заведения). По истечении установленного срока они сдаются в архив.